01 сентября 2016

Компьютерные варгеймы 10 - Особенности варгеймеров, ч.2 - общение и цена

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Общение

Итак, мы видим, что военные игры – не самое праздное развлечение. Любители данных игр – публика немногочисленная, но увлечённая. По сравнению с играми других жанров, “кресельные генералы” гораздо охотнее идут на контакт с разработчиками игр и друг с другом. Обычно это происходит на форумах или специализированных варгеймерских сайтах, многие из которых напоминают журналы эпохи расцвета настольных варгеймов (например, Armchair General, Rock Paper Shotgun, Grogheads, Wargamer и др.). На сайтах можно почитать рецензии на игры, интервью с разработчиками, зайти на форум или найти себе оппонента (например, theblitz.org). На форумах игроки делятся опытом, назначают друг другу дуэли, а потом рассказывают о своих приключениях.

На форумах большой популярностью пользуются т.н. AAR’ы (after action review или report – отчёт об игре, который пишется либо по её окончанию, либо по ходу партии), написанные самими игроками. Многие из них снабжены иллюстрациями и скриншотами, да и в литературном плане имеют определённую ценность. Читатели комментируют решения игроков и вносят собственные предложения – в общем, весьма занимательное чтиво. Единственная проблема с ними – обилие незаконченных отчётов. Бывает досадно прочитать страниц 20, а потом узнать, что всё заканчивается на самом интересном месте. Кроме того, иногда в AAR’ах пропадают картинки, без чего следить за ходом партии бывает сложно.

Написание рассказов о прошедших играх (AAR) даёт возможность вволю порисовать стрелочки на карте

Также в последнее время определённую популярность приобретают личные блоги игроков, наполненные в основном всё теми же AAR’ами и заметками об играх. При этом нельзя сказать о повальной графомании, но в плане народного творчества такую же популярность смогли завоевать только глобальные стратегии.

Впрочем, общение на форумах – не единственный выход для творческих порывов игрового сообщества. Игроки активно помогают создателям и зачастую вносят в развитие игры вклад не меньший, чем сами разработчики. Речь идёт не столько о помощи в тестировании и отлове программных ошибок, как это принято в других игровых жанрах, а о широко распространённой в варгеймах практике выпуска вместе с игрой редактора сценариев, юнитов и других игровых аспектов, а также подробной к ним документации. Многие игроки правят имеющиеся сценарии или создают свои собственные, что сохраняет интерес к игре в течение длительного времени. А вот модов для варгеймов мало. Скорее всего, это объясняется тем, что тех возможностей, которые дают идущие с игрой редакторы, игрокам вполне хватает.

Как видно, варгеймеры – люди с нетипичными интересами и число их невелико. Не так много в мире людей, интересующихся военным делом и историей, а людей, готовых играть в военных игры – и того меньше. Как следствие, при всём своём разнообразии сегмент варгеймов занимает весьма небольшую долю рынка компьютерных игр. Поскольку объём рынка невелик, то и цена на варгеймы достаточно высока. Вообще, ценовая политика – весьма интересный аспект рынка варгеймов, характеризующий как предложение, так и спрос, так что рассмотрим его поподробнее.

Ценовая политика

Цены на варгеймы довольно устойчивы на протяжении времени и, как правило, не подвержены резким колебаниям. Обычно цены находятся в диапазоне от 10 до 100 долларов, при этом наиболее распространённая цена – 30-50 долларов. Достаточно высокая цена определяется, в первую очередь, низким спросом – любителей варгеймов не так уж и много, а разработчики тоже хотят заработать себе на жизнь. Хотя и банальная жадность встречается. Кроме того, с увлекающихся людей проще собрать высокую стоимость – такова цена одержимости. В этом плане варгеймы схожи с симуляторами. Более низкие цены могут себе позволить только крупные издания типа Matrix за счёт объёмов продаж. Для хороших варгеймов цена в 30-50 долларов ещё может быть справедливой, но для многих поделок является явно завышенной.

Для многих варгеймов характерна серийность, то есть выпуск нескольких игр в рамках одной серии (например, Harpoon, Close Combat и т.д.). Также нередко встречаются переиздания старых игр (например, Campaign Series). Другая особенность заключается в том, что некоторые игры продаются по нескольку раз под новыми названиями (например, серии Airborne Assault, Command Ops и Command Ops 2). Как правило, каждая новая игра серии содержит исправление ошибок, добавление новых игровых механизмов и сценариев, но сама игровая система остаётся практически неизменной. Иногда такая политика разработчиков и издателей справедлива, иногда это просто попытка заработать на халяву. Например, Джон Тиллер под видом новой игры обычно продаёт набор дополнительных миссий.

Другой распространённой практикой является продажа дополнений к варгеймам. Цена на них обычно ниже, чем на полноценную игру, но всё равно существенна, особенно учитывая тот факт, что дополнений к игре, как правило, несколько. Зачастую, после выхода последнего дополнения, на продажу выставляется полное издание со всеми вышедшими дополнениями.

Но и это ещё не всё! Некоторые фирмы (например, Batllefront) умудряются продавать даже патчи! Впрочем, в компьютерной индустрии такое пока считается моветоном: варгеймы, как и многие другие игры, без патчей зачастую работают нестабильно, плохо оптимизированы и имеют большое количество ошибок, а потому выпуск патчей – вопрос репутации.

Что касается стран бывшего СССР, то наши любители военных игр принципиально ничем не отличаются от своих западных коллег. Единственное существенное отличие – в численности: у нас варгеймы популярны гораздо меньше, чем за рубежом. Это не удивительно: фактически, широкое распространение они получили у нас только в 90е годы, причём компьютерные варгеймы получили признание раньше настольных. Также для наших игроков стоимость варгеймов обычно является большей проблемой, чем за рубежом, особенно в связи со скачками курсов валют. В этой связи большое значение у нас получают вопросы локализации игр, но об этом мы поговорим ниже.

Итак, мы познакомились с варгеймерами, узнали об их интересах и привычках, об их “системе координат”. Теперь самое время поговорить об истории жанра военных игр, как он зародился, какие вехи развития прошёл и в каком состоянии находится сейчас.

Продолжение: история варгеймов, ч.1

Комментариев нет:

Отправить комментарий