29 сентября 2016

Компьютерные варгеймы 14 - История варгеймов, ч.4 - Atomic, Battlefront, Panther, AGEOD

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Также из серий, практически остановившихся в своём развитии, можно отметить Close Combat, первая игра которой вышла в 1996 г. из-под пера Atomic Games. Эта студия была основана в 1989 г. Кейтом Забалу (Keith Zabalaoui), а в 2005 г. поглощена Destineer. До работы над Close Combat компания успела отличиться такими сериями варгеймов как V for Victory и World at War. На сегодняшний день в серии Close Combat выпущено более 15 игр, примерно над половиной из которых работали Atomic Games, а потом другие разработчики. Игровая механика примечательна тем, что является весьма качественным переносом в реальное время походового настольного варгейма Advanced Squad Leader от Avalon Hill, который, как мы уже знаем, является одним из самых популярных варгеймов в истории всего жанра. Данная серия варгеймов тактического уровня стала одной из первых, в которой большое внимание уделялось моральному состоянию бойцов. Все игры в серии практически идентичны друг другу в плане игровой механики, однако выполнены на достаточно высоком уровне и являются своеобразной золотой серединой в среде тактических варгеймов в плане сложности – не слишком аркадные, но и не слишком реалистичные.

Некоторые до сих пор считают Close Combat: A Bridge Too Far, вышедшую в 1997 г., лучшей игрой в серии

В самом конце ХХ века “выстрелила” весьма популярная и по сей день студия из Америки – Battlefront.com. Основана она была в 1997 г. Чарльзом Мойланом (Charles Moylan) и Стивом Граммонтом (Steve Grammont). В состав компании вошла принадлежащая Чарльзу студия Big Time Software, существовавшая с 1994 г. и специализирующаяся на воздушных варгеймах (Flight Commander 1 и 2, Over the Reich, Achtung Spitfire). В 2000 г. вышла их первая игра из их линейки варгеймов, которая сразу же принесла студии известность. Это – серия Combat Mission, трёхмерный тактический варгейм, использующий пошаговую систему времени с одновременным ходом (так называемая “wego”). Несмотря на то, что ни трёхмерность, ни wego не были впервые использованы Battlefront, сплав этих параметров с детально проработанной системой повреждений техники и учётом морально-физического состояния бойцов стал настоящей революцией в жанре компьютерных варгеймов. К сожалению, на этом инновационный потенциал студии кончился, и каждая новая игра в серии является эксплуатацией этих идей. Компания, поднявшая планку варгеймов на недосягаемый ранее уровень, скатилась к бесконечным самоповторам, да и за последние 15 лет появилось много свежих и интересных идей. Также Battlefront печально известна своей скупостью: второго программиста они наняли только через 13 лет работы. Более того, компания умудряется продавать по нескромным (даже по варгеймерским меркам) ценам не только игры и небольшие “модули” для них (в них входят новые сценарии, новые стороны конфликта или просто новая техника), но даже патчи к своим играм! Другая неприятная для нас новость заключается в том, что Стив имеет весьма своеобразное представление о русских и советских войсках и технике нашего производства, которое обычно называют русофобией. Заметить это можно было уже во второй игре студии, Combat Mission: Barbarossa to Berlin (2002), но тогда практически все были ослеплены новаторством данной серии. Судя по последующим играм, болезнь Стива прогрессирует. Единственным более-менее приличным в этом плане проектом является Combat Mission: Afghanistan (2010). История его создания весьма запутанная: разработкой занималась питерская студия Apeiron (2002-2010) на новом движке от Battlefront (так называемый CMx2, первая игра на котором – Combat Mission: Shock Force – вышла в 2007 г.). Лицензия на использование движка была куплена российской компанией Snowberry Connection (основана в 2006 г., а в 2011 трансформировалась в Snowbird Game Studios), которая является “дочкой” российской же Snowball Studios. В восточной Европе игра издавалась Snowball Studios, а в остальном мире – Battlefront.com. Также Battlefront известна тем, что издаёт на западе серию варгеймов российского производства Искусство войны (Вторая мировая) под названием Theatre of War. Трудно установить наверняка, какими мотивами руководствовалась Battlefront, когда выпускала серию, которая является прямым конкурентом их собственному продукту, но сам факт весьма интересен.

Чарльз Мойлан и Стив Граммонт из Battlefront.com

Также нельзя не отметить ещё одну австралийскую компанию – Panther Games. Основанная в 1985 г. Дэвидом О'Коннором (David O’Connor, который, кстати, также является писателем-фантастом), она начинала с создания настольных варгеймов, пока в 1988 г. не выпустила первый варгейм для ПК – Fire-Brigade. Однако всеобщее признание ей принесла серия Airborne Assault, первая игра из которой вышла в 2002 г. Серия затем была переименована в Command Ops, а потом в Command Ops 2. Фактически одна и та же игра была продана 3 раза, пусть и с дополнениями и исправлениями. Однако данный случай не вызывает сильных отрицательных эмоций, потому что игра действительно хороша. Эти игры являются ни много ни мало самыми реалистичными варгеймами оперативного уровня, созданными за всё время существования жанра! В них присутствуют все самые современные на сегодняшний день наработки в плане реализма: система реального времени, отсутствие гексов, командная цепочка, задержка в выполнении приказов, разный уровень подготовки подчинённых, сильный ИИ, не говоря уже о таких наработанных вещах, как ТТХ техники и оружия, а также моделирование морально-психологического состояния бойцов. Пожалуй, работа этой студии над военными заказами выглядит наиболее оправданной.

Основатель Panther Games Дэвид О'Коннор и ведущий программист Пол Скобел (Paul Scobell)

Ещё одной новаторской и реалистичной серией является Scourge of War от американской NorbSoftDev (основана в 2008 г.). Первая игра из этой серии вышла в 2012 г., но своим происхождением она обязана серии Take Command от MadMinute Games. Эта студия была основана в 2003 г. Норбом Тимпко (Norb Timpko) и Адамом Браянтом (Adam Bryant). Совместно они выпустили две игры из серии Take Command (2004 и 2006 гг.). В 2008 г. Тимпко ушёл из MadMinute Games и основал собственную фирму, NorbSoftDev, которая стала выпускать серию Scourge of War на том же движке и коде. Всё это, включая раздел имущества, происходило при весьма драматичных обстоятельствах (Браянт тяжело болен) и является полной противоположностью плодотворного сотрудничества многих других соавторов. Так или иначе, игры получились очень интересными. Уровень исторической проработки каждого сражения поражает: все расписано по минутам. А система командования, основанная на отправке приказов адъютантами, и возможность смотреть на поле боя не с высоты птичьего полёта, а из седла, даёт такое ощущение причастности к происходящему, какое не даёт ни один другой варгейм.

Ещё из более-менее крупных компаний стоит выделить французскую AGEOD, создавшую ряд стратегических варгеймов по различным историческим эпохам. Компания была основана в 2005 г. Филипом Тибо (Philippe Thibaut) и Филипом Малахером (Philippe Malacher), хотя в некоторых источниках вместо последнего называют Франсуа Клостра (Francois Claustres). Что касается Тибо, то он – автор настольной игры 1993 г. Europa Universalis, которая была взята за основу при создании игры Europa Universalis 2001 г. от Paradox, а также соавтор настольной игры La Grande Guerre 14-18 1999 г., которая также послужила основой для создания игры World War One: La Grande Guerre 2008 г. уже от AGEOD. Варгеймы от этой компании объединяет использование системы wego и масштаб: игры от AGEOD моделируют не отдельные сражения, а всю военную кампанию в совокупности, где результат каждой битвы – лишь одно из слагаемых победы, хоть и немаловажное. Другая особенность этих игр – в них удачно сочетается историческая реконструкция и возможность создавать гипотетические ситуации. Например, если действовать по историческому, то исход кампании будет предрешён. Но если внести какие-то изменения, то возможны иные варианты, вплоть до результатов, прямо противоположных историческим.

Два Филиппа - Тибо и Малахер - основатели AGEOD

Продолжение: история варгеймов, ч.5

Комментариев нет:

Отправить комментарий