17 сентября 2016

Настольные варгеймы

НЕМНОГО О НАСТОЛЬНЫХ ВАРГЕЙМАХ

Итак, мы выяснили, что компьютерные варгеймы произошли от настольных. Молодое компьютеризированное поколение варгеймов отличается от предков большей динамичностью и отходом от традиций. Компьютерные варгеймы здорово экономят время, но при переносе на ПК теряются многие милые сердцу настольщиков моменты, прямо или косвенно связанные с игрой. Давайте посмотрим на игровой процесс в типичный “фишечный” настольный пошаговый варгейм, как наиболее близкий по духу к серьёзным историческим военным играм.

"Курск 1943. Огненная дуга" - отечественный варгейм от Статус Белли, созданный по "классической" схеме

Для начала стоит лишний раз подчеркнуть, что варгейм имеет мало общего с традиционной настольной игрой, в которую можно играть с друзьями или семьёй. Как мы уже выяснили, варгеймеры – люди с весьма специфичными интересами, а потому обычному, не увлекающемуся военным делом, человеку играть в варгейм противопоказано. В лучшем случае они вызовут непонимание, в худшем – отторжение.

Итак, перед нами коробка с игрой. В комплект настольного варгейма обычно входят игровое поле (карта местности), фишки юнитов и фишки со всевозможными вспомогательными обозначениями, документация (правила игры и книга сценариев), кубики, пакетики и прочие приспособления. Игровое поле и фишки тем лучше, чем они крупнее и плотнее – играть на тонкой бумаге маленькими фишками не очень удобно. Качество печати и нарезки поля, фишек и руководств тоже может быть различным. Как мы уже выяснили, варгеймеры не привередливы, но если игра сделана добротно, то это всегда плюс.

Для того чтобы начать играть, необходимо изучить правила, которые напечатаны в руководстве. Здесь нельзя, в отличие от ПК, сразу запустить сражение и попытаться разобраться в игре, нажимая кнопочки и смотря, что из этого выходит. Без ознакомления с правилами, нормально играть просто не получится. Даже после изучения правил, многие из них можно забыть в ходе игры, а потому первое время приходится сидеть в обнимку с руководством. Производители стараются сделать правила простыми, но зачастую они написаны сложным языком, допускают неоднозначные трактовки, разбросаны по разным местам руководства или книги сценариев, что усложняет знакомство с игрой. В результате несколько первых попыток игры могут остаться не доигранными в силу того, что было обнаружено несоответствие правилам.

Кроме того, иногда по ходу игры возникают вопросы, ответов на которые нет в правилах, и тогда игрокам приходится договариваться, как трактовать ту или иную ситуацию. Такие договорённость называются термином house rules – дополнительные правила, которые игроки согласовывают перед игрой. Также дополнительные правила могут быть введены для улучшения баланса или для внесения разнообразия в игру. Кстати, house rules часто используются и в компьютерных варгеймах, но, как правило, только в целях баланса.

После ознакомления с правилами нужно расставить войска на карте в соответствии с книгой сценариев. В теории это не трудно: в указанный квадрат на игровом поле нужно поместить указанные фишки юнитов. Однако на практике это не так просто, особенно поначалу: фишки нужно вынуть из рамки, отделить юнитов от вспомогательных фишек, рассортировать юниты по принадлежности к стране и формированию. Те юниты, которые придут в виде подкреплений потом, нужно заранее отложить. И только после этого начинается расстановка: нужно найти необходимое формирование и поместить в указанную точку. Облегчает расстановку цветовая индикация фишек по формированиям, применяемая во многих варгеймах. Затруднить расстановку могут ошибки при печати фишек: иногда юнитов не хватает и их приходится делать самому, иногда их, наоборот, напечатано больше, чем нужно, а иногда в названии или параметрах формирования может закрасться ошибка. Учитывая, что фишек обычно много, а сами они маленькие, первая расстановка может затянуться на несколько часов. 

Зато потом можно будет разложить фишки по пакетикам в зависимости от принадлежности к формированию, что здорово облегчит расстановку в последующих играх. Кстати, иногда фишки приходится не выдавливать из рамки, а вырезать ножницами из бумаги самому. Такая система была популярна раньше, но встречается и сейчас – это варгеймы, издаваемые по схеме “распечатай и играй”.

Расстановка – это как лакмусовая бумажка, самый наглядный тест на принадлежность к варгеймерам. Обычный человек искренне не понимает, почему, например, первый полк такой-то дивизии должен стоять в квадрате 0101, а второй – в 0102. Ведь можно же просто расставить полки в тех же координатах, но не заморачиваться с их номерами. Параметры у них одинаковые, а значит, получится то же самое, только не придётся ломать глаза, разыскивая нужный “конвертик” в огромной горе крохотных фишек. Настоящий же “ворчун” только усмехнётся: ведь это же важно! 

Когда войска расставлены, можно начинать играть. Игровой процесс в настолках сильно отличается от компьютерных аналогов. Во-первых, как становится ясно ещё на этапе расстановки, “туман войны” моделируется довольно слабо, и игроки весьма неплохо представляют себе силы противника и места их сосредоточения. Во-вторых, все действия, которые на ПК происходят автоматически, игроки должны делать сами. Игра в настольный варгейм – это бесконечные подсчёты. Львиная доля игрового времени уходит на подсчёты результатов боёв и влияния на них всевозможных модификаторов. Не меньше времени уходит на расчёт перемещений войск, а также подсчёт и запись оставшихся очков движения. В результате затраты времени на один ход в настольном варгейме и компьютерном просто несопоставимы. Как следствие, вменяемые создатели настолок стремятся не затягивать сценарии. Для настольного варгейма даже 5 ходов – это большие затраты времени и сил только на перемещение и атаки, не говоря уже о планировании. Впрочем, существуют и поистине огромные настольные варгеймы, время игры в которые измеряется в днях и даже неделях!

В силу указанных причин, в настольных варгеймах планирование операций становится ещё важней. На ПК можно начать играть любой сценарий, просто двигая юниты туда-сюда, без особого плана, действуя “по обстановке”. В настольные игры тоже можно так играть, но, принимая во внимание затраченные усилия, оно того не стоит. Просто неразумно потратить кучу времени на изучение правил, расстановку войск, монотонные подсчёты, чтобы проиграть уже через пару ходов. Таким образом, особенность игрового процесса подталкивает игроков более серьёзно относиться к планированию операций.

Впрочем, есть здесь и свои забавные особенности. Так, бросок кубика в настолках является действием практически сакральным: игроки молятся всем богам, стремясь выкинуть число побольше. В компьютерных же варгеймах вместо кубика используется безликий генератор случайных чисел. И лишь в немногих, стилизованных под настолки, кубик присутствует.

И, наконец, последняя особенность настольных варгеймов связана с игровым процессом не напрямую, а косвенно. Однако без этих факторов полноценная игра в большинстве случаев невозможна. Речь идёт о том, что для игры необходимо собрать в одном месте в одно время людей, готовых играть. В компьютерных варгеймах эти важнейшие для настолок факторы сведены к минимуму. На ПК можно играть в варгейм, не выходя из дома, – в настолку надо играть, находясь в одном помещении. В компьютерный варгейм можно играть в любое удобное для каждого из игроков время и сохранять игру, когда захочешь. В настольные военные игры можно играть только в удобное для всех игроков время, а сохранить партию довольно трудно: нужно как минимум переписать текущее расположение войск, чтобы в следующий раз расставить их в тех же местах. При этом в компьютерных варгеймах живой оппонент либо не нужен (его заменяет искусственный интеллект), либо игрок о нём в большинстве случаев ничего не знает. Для игры в настолку другой человек просто необходим. Можно, конечно, играть и одному, но удивить самого себя неожиданными тактическими замыслами довольно трудно. К тому же, несколько человек лучше следят за соблюдением правил игры, а живое общение сделает игру гораздо интереснее. Как показывает практика, найти единомышленника для игры в настольный варгейм – едва ли не самое трудное в данном хобби. Недаром многие компании указывают на коробках со своими играми такой параметр, как пригодность для игры в одиночку.

Только задумайтесь: возможно, вы – единственный во всём мире в мире человек (или группа лиц), который играет в данную игру в данный момент.

Решить эту проблему можно при помощи компьютерных программ типа VASSAL (CyberBoard, Zun Tzu, Aide de Camp, Tabletop Simulator), позволяющих играть в настолки по интернету, правда при этом теряется возможность живого общения.

Таковы основные различия двух способов игры в варгеймы. Настольный вариант – более трудоёмкий во всех смыслах. При игре на компьютере вся рутинная часть игры перестаёт докучать игроку, но при этом сводится к минимуму такой важный элемент игры, как общение между игроками. Значимость для игроков этого фактора подтверждает тот факт, что настольные варгеймы популярны и по сей день, несмотря на разнообразие компьютерных аналогов. При игре в настолку появляется столь ценимая многими игроками атмосфера мужского (женщины тут практически не встречаются) клуба по интересам, где можно пообщаться на интересующие темы, узнать что-то новое и проверить на практике полученные знания, сыграв против другого человека.

Впрочем, женщины здесь тоже иногда встречаются. Зачастую это спутницы жизни, составляющие компанию своим увлекающимся мужчинам. Интервью с девушками-варгеймерами из России можно почитать в шестом номере журнала Стратагема.

Комментариев нет:

Отправить комментарий