14 октября 2017

SSG 40 - Kharkov: Disaster on the Donets - Харьковская наступательная операция

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Харьковская наступательная операция (12-28 мая 1942 г.)

Первоначально в игре был только один сценарий – Харьковская наступательная операция, известная также как вторая битва за Харьков. Здесь дебютировала система полос проведения операций, ставшая большим шагом в направлении исторической достоверности. Через полгода после выхода игры появились гипотетические варианты (“mystery variants”) для этой операции. Каждый вариант имеет небольшие, но существенные отличия в ОШС и полосах проведения операций. Всего для харьковского сценария было создано 10 вариантов для каждой из сторон, что делает его рекордсменом по этому показателю среди сухопутных варгеймов от SSG.

Вторая битва за Харьков состоялась в мае 1942 г.

Неудивительно, что при таком уровне проработки данный сценарий очень хорошо передаёт особенности проведения этого сражения. Харьковская наступательная операция началась 12 мая 1942 г. Датой её окончания принято считать 28 мая, когда вышел приказ маршала Тимошенко о прекращении наступательной операции, однако выход советских войск из окружения продолжался до 31 мая. В игре сценарий заканчивается 27 мая.

Сценарий делится на два этапа: во время первого наступают советские войска, а немцы обороняются. Во время второго стороны меняются ролями. Операция начинается наступлением войск Юго-Западного фронта. Направлением главного удара ЮЗФ является Харьков, а вспомогательного – Красноград. На Харьков наступают две группировки (одна с востока, а другая с юга), на Красноград – одна.

Восточная ударная группировка состоит из 21-й, 28-й и 38-й армий. Это наиболее многочисленная группировка, поскольку ей предстоит преодолеть наиболее укреплённый участок обороны противника напротив плацдарма в районе Старый Салтов. Кроме того, у трёх армий этой группировки самая протяжённая линия фронта: от Белгорода до Балаклеи. Для усиления этой группировки в её распоряжении имеются один танковый и один кавалерийский корпус. По замыслу командования, танковый корпус должен взломать оборону противника (об этом ниже), после чего в дело вступит кавалерийский корпус, обойдя Харьков с севера.

Южную ударную группировку образует 6-я армия. Эта группировка, наступающая на узком участке из барвенковского выступа, должна преодолеть большее расстояние, однако немецкая оборона на её участке слабее: здесь окопались, помимо прочих, немецкая охранная и венгерская дивизии. Поэтому у южной группировки меньше войск, чем у восточной, но зато в её состав входит главная ударная сила наступления – два танковых корпуса. Они должны обойти Харьков с запада и соединиться с войсками восточной группировки, замкнув кольцо окружения.

Что касается красноградской группировки, то она состоит из армейской группы Бобкина (фактически, армии). Она имеет перед собой наиболее слабого противника, в том числе румынскую дивизию, а потому в её состав входят два кавалерийских корпуса, что предполагает быстрый прорыв обороны противника и действия в его глубоком тылу – в районе Краснограда и Днепропетровска.

Также стоит отметить формирования, подчинённые непосредственно Юго-Западного фронту. Их главный козырь заключается в том, что они могут перемещаться по всей полосе наступления фронта, в то время как все остальные дивизии подчинены армейским полосам наступления. Кроме того, они могут получать наступательное снабжение от штаба любой армии или корпуса, подчинённого ЮЗФ.

Итак, сценарий начинается наступлением трёх ударных группировок Краской Армии. Первостепенной задачей на этом этапе станет прорыв хорошо укреплённой линии обороны противника. Наиболее востребованными войсками будут пехота, сапёры, артиллерия и отдельные танковые бригады. Пехота при поддержке сапёров будет уничтожать укрепления противника, артиллерия проведёт предварительную обработку наиболее защищённых узлов обороны, а танки войдут в пробитые бреши и отрежут противнику путь к отступлению.

Советская пехота превосходит немецкую количеством, но уступает ей по огневой мощи. Даже единственная гвардейская стрелковая дивизия ЮЗФ – 13-я (будущий герой битвы за Сталинград) отличается от обычной пехоты только более высоким боевым духом. Кроме того, стрелковые дивизии РККА более уязвимы: в большинстве своём их полки состоят из трёх steps, в то время как немецкие – из четырёх. Исключением являются лишь три стрелковые дивизии.

Существенно усиливает наступательный потенциал Красной Армии артиллерия, особенно тяжёлая. У ЮЗФ есть 5 “сверхмощных” артиллерийских полков, которые всегда кидают 1 кубик, даже если враг окопан. Причём их сила составляет 1+, что означает гарантированный урон противнику, не имеющему бонусов к защите от артиллерии. Это делает их одними из ваших наиболее ценных юнитов, способных “прогрызть” даже оборону немецких “ежей”. Берегите их как зеницу ока!

Первые три хода штабы армий ЮЗФ дают своим войскам неплохие бонусы на атаку и артиллерийский огонь, а также пополняют по 2-3 наступательных пульки за ход. Однако, начиная с четвёртого хода, число пополняемых боеприпасов снизится до одного за ход, бонусы на атаку снизятся, а на артиллерию – и вовсе пропадут. Таким образом моделируются проблемы с накоплением боеприпасов перед проведением операции.

Имея такие силы, советский игрок на первом же ходу прорвёт укрепления немцев и начнёт продвигаться к Харькову и Краснограду, попутно окружая и уничтожая части противника. Следует также обратить внимание на войска фронтового подчинения, которые можно направить на усиление любой из армий ЮЗФ. Впрочем, можно их задействовать также на тех направлениях, которые недоступны для формирований армейского подчинения, например, для захвата Балаклеи, Чугуева или Белгорода. Как правило, выступ у Балаклеи не обороняется немецкими войсками, там находятся только укрепления. “Срезание” этого выступа принесёт вам дополнительные очки победы, а также освободит несколько важных дорог, что может быть весьма кстати во второй фазе сражения.

В ходе этого этапа операции советский игрок должен уделить особое внимание захвату ключевых точек и связанному с этим получению alert points. Здесь, как и во многих других сценариях от SSG, приходится выбирать между победными очками и нежелательным усилением противника. Единственным беспроигрышным вариантом является захват села Ланная (чуть к западу от Краснограда), в результате которого ЮЗФ получит две стрелковые дивизии фронтового подчинения, в том числе одну гвардейскую. Все остальные точки дают подкрепления противнику. Если Красная Армия возьмёт Липцы, Белгород или Чугуев, то немцы получат одну пехотную дивизию в районе Белгорода. Если РККА захватит Красноград, то немцы получат танковую дивизию викинг, одну горную и одну румынскую кавалерийскую дивизию в районе Днепропетровска. По этой причине захват Краснограда очень опасен для РККА – давать немцам пятую танковую дивизию можно только будучи уверенным в своих силах.

После того, как оборона противника прорвана, можно выводить на оперативный простор самостоятельные подвижные соединения. Их у вас два вида: кавалерийские и танковые корпуса.

Первые – более многочисленные. В распоряжении Юго-Западного фронта находятся три кавалерийских корпуса, в том числе один гвардейский. Общее число кавалерийских полков достигает 39 штук, все они в начале сценария находятся на карте. Их сильной стороной является высокая подвижность, бонус к разведке, а также неплохие показатели атаки и защиты: по боевому потенциалу они лишь немного уступают отдельным танковым бригадам. Их недостатками являются низкие танковый и противотанковый бонусы, а также крайняя уязвимость, поскольку состоят они всего из двух steps.

Что касается танковых корпусов, то с организационной точки зрения они, в отличие от кавалерийских, не являются корпусами в привычном понимании, поскольку состоят не из дивизий, а из бригад. По своему составу они, скорее, эквивалентны дивизиям. Одной из причин, по которой эти оперативно-тактические соединения были названы корпусами, был тот факт, что предназначались они, в первую очередь, для самостоятельных действий. Для танковых корпусов Харьковская операция стала дебютом.

В составе ЮЗФ насчитывается три таких корпуса. 21-й и 23-й тк подчинены 6А и наступают на Харьков с юга. 22-й тк подчинён 38А, однако действовал он не как самостоятельное подвижное соединение, а использовался побригадно в качестве средства усиления при прорыве немецкой обороны. В игре этот факт отражён: бригады 22-го тк не имеют дивизионного бонуса. Остальные корпуса этот бонус имеют и за его счёт их бригады примерно в 1,5 раза сильнее отдельных танковых бригад армейского или фронтового подчинения. В целом, число танковых бригад невелико: всего их 29 штук, из них часть подойдёт в ходе сражения.

Кстати, в игре была замечена неточность в ОШС, связанная с 22-м танковым корпусом: вместо 168-й танковой бригады в его составе указана 133-я, которая появилась в июле, а 34-я мотострелковая бригада отсутствует вовсе.

Исторически, приказ наступать 21-му и 23-му танковым корпусам был отдан только на 5-й день операции, когда началось немецкое контрнаступление в полосе Южного фронта. Промедление с вводом в бой двух этих мощных самостоятельных подвижных соединений, которые (как знать?) могли бы переломить ход сражения, стало серьёзной ошибкой командования ЮЗФ. В игре есть возможность смоделировать теоретические последствия этого решения. Если советские войска будут успешно продвигаться в направлении Змиева, то танковые корпуса 6-й армии получат приказ наступать. Добиться этого результата в сценарии несложно, а потому в большинстве случаев уже на втором ходу оба корпуса идут в атаку. Эти соединения серьёзно усиливают наступательный потенциал южной ударной группировки, но и чудо-оружием всё же не являются.

Как видно, средства развития успеха в Красной Армии в этом сценарии не лишены недостатков. Кавалерийские корпуса отличаются хрупкостью, а танковых корпусов слишком мало. Тем не менее с их помощью можно добиться существенных успехов. Советскому игроку вполне по силам захватить Красноград и даже Харьков. Последнее удаётся далеко не всегда, и главным препятствием здесь являются ограниченные сроки: всего четыре хода. На пятом ходу немцы начнут наступление в полосе Южного фронта с целью выхода в тыл наступающим группировкам ЮЗФ – начнётся второй этап сражения.

В данном сценарии Южный фронт представлен двумя армиями – 57А и 9А – и одним кав. корпусом. В составе ЮФ, как и у ЮЗФ, имеется одна гвардейская стрелковая дивизия, а также три стрелковые дивизии численностью в 4 steps. Кроме того, у Южного фронта есть три сверхмощных артиллерийских полка силой 2+. Таким образом, по своему потенциалу Южный фронт приблизительно сопоставим с одной из ударных группировок фронта Юго-Западного: по численности войск он уступает лишь восточной группировке ЮЗФ, однако по силе не дотягивает даже до Красноградской группировки.

В ходе первого этапа сражения Южный фронт не участвует в наступлении на Харьков, однако 9А совместно с 5-м кк может проводить наступательную операцию на узком фронте в направлении Славянска, Краматорска и Константиновки. Стоит ли этим заниматься – решать игроку. С одной стороны, можно ослабить противника и получить победные очков. С другой стороны, при наступлении неизбежны потери, а удержать захваченные города не удастся ни при каких раскладах. Кроме того, если войска ЮФ захватит Славянск или Краматорск, то немцы получат одну пехотную дивизию в районе Дзержинска за alert очки.

Что касается второго этапа сражения, то самостоятельно остановить наступление противника Южный фронт не сможет. Потеря Барвенково практически неизбежна уже на первом ходу немецкого наступления. Единственное, что может предпринять советский игрок – более-менее организованно отступить к Изюму, и выстроить новую линию обороны по реке Северный Донец. Стоит отметить, что после потери Барвенково, ЮФ получит 24-й танковый корпус (будущий 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус). Его выход на карту можно ожидать к 9-му ходу.

В ходе второго этапа в полной мере даст о себе знать ошибка в проведении разграничительных линий между Юго-Западным и Южным фронтами в барвенковском выступе. Исторически, это сыграло роковую роль при немецком ударе в районе южного фаса выступа. Командующий ЮФ не имел возможности парировать удар, а ЮЗФ получил информацию о начале немецкого наступления только в конце дня, что в условиях маневренной войны на небольшой площади (расстояние между Славянском и Балаклеей – около 90 км) было критическим промедлением. В сценарии этот момент отражён: первоначально Юго-Западный фронт сможет направить на помощь Южному фронту только дивизии фронтового подчинения. Существенные силы (южная и красноградская группировки) будут развёрнуты на восток с большим опозданием, когда будет потерян Изюм и окружение будет практически завершено. Это может произойти уже на 8-м ходу.

Все гипотетические варианты для харьковского сценария.

Как видно, немцы в этом сценарии очень сильны, а у Красной Армии нет превосходства над противником ни в количестве, ни в качестве. Например, почти у всей немецкой пехоты и танков есть одна дополнительная “жизнь”, что приводит к тому, что такой юнит нужно “убить” два раза, чтобы он больше не появлялся в игре. Учитывая, что немцы могут пополнять “воскресшие” войска, используя процедуру тылового обеспечения, не тратя при этом пополнения – это очень серьёзная сила. Также у немцев удобные зоны “воскрешения”: в городах и на перекрёстках дорог в центре карты, а не по краям карты. Всё это делает немецкую оборону весьма прочной и многослойной. Единственный способ предотвратить “воскрешение” немецких юнитов – брать их в плен, но сделать это весьма непросто.

У советских частей ни одной “жизни” нет, уничтожение юнита является окончательным. Стоит также отметить проблемы с накоплением боеприпасов, а также нехватку резервов, личного состава и материальной части в Красной Армии в сценарии, что лишает советского игрока запаса прочности. Если к немцам будут регулярно подходить свежие войска, то советскому игроку практически всё время придётся обходиться теми силами, что были в начале, за исключением лишь тех соединений, которые можно получить за alert очки. Отсутствие резервов является самой острой проблемой для советского игрока, в результате которой каждая неудача может стать фатальной для всей операции – слишком многое зависит от броска кубика. Лишь на первом этапе операции на отдельных участках у Красной Армии имеется преимущество, но постепенно оно сходит на нет. Аналогичная ситуация наблюдается и в воздухе: немцы активно используют авиацию в течение всего сценария, а РККА – только на начальном этапе.

Главную ударную силу у немцев представляют танковые дивизии. Всего их четыре: две в Харькове и две на юге. Исторически, одной из главных причин неудач советского наступления стала ошибка в оценке сил противника на данном участке фронта. Если говорить точнее, то разведка не вскрыла вовремя сосредоточение в самом Харькове двух свежих танковых дивизий немцев. Если мы оценим наряд сил, выделявшийся командованием ЮЗФ на проведение операции, то обнаружим, что имеющихся войск вполне достаточно для взятия Харькова, если не брать в расчёт упомянутые дивизии.

Поскольку советские войска упредили немцев в сроках начала наступления, то харьковские дивизии противник был вынужден задействовать в обороне для контрударов. В игре их можно использовать двумя способами. Первый способ – направить по одной дивизии парировать удар каждой из группировок, наступающих на Харьков. Одну – на восток, а другую – на юг. Второй способ – направить обе дивизии на одно направление. Плюсы и минусы каждого варианта очевидны. Первый является более сбалансированным, второй – более рискованным, но в случае успеха позволит полностью остановить наступление РККА на одном из направлений.

Соответственно, советский игрок в конце своего первого хода должен подготовиться к контрудару противника. Немцы гарантированно обрушатся на вырвавшиеся слишком далеко вперёд части РККА. Против советского игрока также будет играть тот факт, что на захваченной территории нельзя сразу же окопаться, а потому войска будут уязвимы перед ударами противника, особенно перед артиллерийским огнём. Артиллерии у немцев немало, она весьма неплохая, есть и “сверхмощные” орудия.

В начале первого хода РККА не спешите двигать свои войска. Вместо этого расставьте партизан в районе Харькова. Это затруднит передвижение противника, что хоть и немного, но ослабит его контрудар. С целью воздействия на коммуникации противника можно также использовать авиацию, но партизаны предпочтительнее, поскольку на них не повлияет ПВО противника. Расставлять их надо в начале хода, поскольку в конце линия фронта сдвинется, и поставить их в Харькове будет уже невозможно.

Что касается двух дивизий, действующих против Южного фронта, то они будут использоваться в полную силу, при поддержке многочисленной пехоты и артиллерии. Удар будет очень силён: протяжённость фронта велика, местность для обороны не благоприятна, превосходство в силах на стороне противника. Избежать катастрофы можно только одним способом – активными действиями обоих фронтов. Если удар одной группировки немцев остановить очень сложно, то одновременное наступление сразу обеих группировок – просто невозможно. Если на помощь двум немецким танковым дивизиям из 1-й танковой армии придут две танковые дивизии 6-й армии, тогда войска в барвенковском выступе будут обречены.

Фактически, исход всей операции зависит от результатов её первого этапа. По этой причине первый этап сражения определит исход всей операции. Если советскому игроку удастся нанести 6-й немецкой армии сильные потери или даже захватить Харьков, то на втором этапе северная группировка немцев не сможет оказать своевременной помощи южной ударной группировке. Только в этом случае у Красной Армии появляется шанс избежать тяжёлого поражения.

Лёгкость, с которой немцы прорывают оборону Южного фронта в игре, наводит на размышления о том, стоило ли проводить Харьковскую наступательную операцию или было бы лучше готовиться к обороне, как на Курской дуге? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Однако вполне однозначно можно ответить на вопрос о логике принятия решений в военном деле. Она гласит: ни одна война не была выиграна в обороне. К обороне вынуждена переходить сторона, уступившая инициативу противнику. Лишь владея инициативой, можно рассчитывать на победу. Единственный способ захватить инициативу – действовать активно, то есть наступать. С этой точки зрения Харьковская операция стала одной из многих попыток Красной Армии захватить стратегическую инициативу, которая в начале 1942 года была на стороне Германии.

Что касается целесообразности преднамеренной обороны, то стоит отметить, что даже Курская битва во многом прошла не так, как задумывалась. Следовательно, нет никаких гарантий, что годом ранее пассивная оборона устояла бы под натиском немецких войск. В начале 1942 года СССР оставался страной с эвакуированной промышленностью, и объёмы выпуска военной продукции были ниже, чем в последующие годы. Соответственно, и военный потенциал был ниже, чем во время Курского сражения, особенно в плане накопления резервов. Имеющихся войск и техники хватало для восполнения потерь, а вот формирование новых соединений и накопление боеприпасов с ещё не развернувшейся в полную силу промышленностью проходило недостаточно высокими темпами.

Таковы основные особенности харьковского сценария. Играя с компьютером за СССР вполне реально взять Харьков и остановить немецкое наступление на юге, хотя это и не будет легко. Играя за другую сторону, можно полностью уничтожить войска противника. Играя же с человеком, таких результатов добиться вряд ли удастся. При более-менее равном уровне игроков скорее всего получится кровопролитное сражение с примерно равноценными потерями и победой по очкам. Если немецкий игрок сильнее, то он вполне может повторить исторический результат и даже превзойти его.

Харьковский сценарий 1989 г. грешит многими неточностями, но тем не менее представляет интерес даже сегодня благодаря системе непрямого управления войсками.

В заключение стоит отметить, что это не первая попытка разработчиков из SSG смоделировать Харьковскую операцию. Впервые это сражение было воссоздано почти за 20 лет до выхода KDotD, в варгейме Panzer Campaigns из серии Battlefront, выпущенном в 1989 г. За это время разработчики прошли долгий путь и проделали большую работу. В итоге перед нами прекрасный сценарий, очень хорошо проработанный и сбалансированный. Кроме того, велик интерес к повторному прохождению благодаря его десяти дополнительным вариантам для каждой из сторон. Mystery variants позволяют играть этот сценарий снова и снова, не зацикливаясь на шаблонных дебютах и планах операций. Пользуясь всеми наработанными за годы разработки военных игр инструментами, авторы сумели выполнить поставленную перед собой задачу – “вырвать игрока из железной хватки послезнания”. Конечно, и здесь можно найти лазейки, но даже с ними уровень игры совсем другой. В общем, отличная работа, с большим потенциалом для игры с противником-человеком.

Продолжение: Kharkov: Disaster on the Donets - пользовательские сценарии, ч.1

Комментариев нет:

Отправить комментарий