05 марта 2017

SSG 16 - Korsun Pocket - Арденнская операция

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Арденнская операция (16 декабря 1944 г. – 25/29 января 1945 г.)

Помимо Корсунь-Шевченковской, в игре есть и другая операция – Арденнская. Это сражение, сокращённо именуемое TAO, впервые появилось в серии Battlefront и есть во всех играх серии Decisive Battles of World War II. Во всех его версиях используется один масштаб времени (2 хода на 1 день) и одна и та же карта. В ТАО1 и ТАО2 есть только “снежный” вариант карты, а во всех последующих играх есть вариант для распутицы, что позволяет с первого взгляда оценить состояние почвы. В ТАО3 и ТАО5 используется одна и та же карта в коричневых цветах, а в ТАО4 она выполнена в более приятных глазу зелёных тонах.

Положение сторон на 16 декабря. Карта из сценария ТАО3 для Korsun Pocket.

В The Ardennes Offensive (ТАО1 и ТАО2) можно сыграть как всё сражение целиком (64 хода, с 16 декабря по 16 января), так и отдельные его эпизоды: начало немецкого наступления (2 сценария по 12 и 32 ходов) и начало контрнаступления союзников (2 сценария по 18 и 32 ходов с 27 декабря). Также имеются 3 небольших сценария: первоначальные атаки немцев на северном и южном участках (12 и 16 ходов), а также “Гонка к Мёзу” – момент, когда немецкое наступление окончательно выдохлось в районе города Селль (8 ходов, 23-26 декабря).

Малые сценарии из ТАО2: Сен-Вит, Бастонь и гонка к Мёзу.

В Korsun Pocket (TAO3) имеется “Гонка к Мёзу” и два больших (по 32 хода) сценария, посвящённых началу немецкого наступления. Разница между ними заключается в авторстве. Первый (“Арденнское наступление”) создавали разработчики игры, а второй (“На Антверпен”) – участники игрового сообщества Robjess и JSS, которые внесли небольшие изменения в баланс с целью уравнять шансы обоих игроков при сетевой игре.

Для Battles in Normandy (TAO4) разработчики создали ещё одну версию начала немецкого наступления, которая насчитывает 28 ходов, а не 32, как все остальные.

ТАО4 выгодно отличается более приятной цветовой гаммой.

В Battles in Italy (TAO5) имеются обновлённые “Гонка к Мёзу” и “На Антверпен”, а также сценарий, посвящённый северному участку немецкого наступления. Последний является обновлённой версией аналогичного сценария из The Ardennes Offensive. Все три сценария были созданы пользователем JSS. Искусственный интеллект прописан только для “На Антверпен”.

Различия между “поколениями” ТАО заключаются не только в количестве сценариев, но и в характеристиках юнитов, их ОШС, таблицах CRT и, конечно, игровых механиках, которые эволюционируют с каждой игрой. Впрочем, отличия между версиями не носят радикального характера – логика развития операции всегда примерно одинакова.

По этой причине мы можем немного забежать вперёд и рассмотреть это сражение на основе сценария “На Антверпен” из ТАО5. На мой взгляд, это наиболее интересная версия, поскольку в ней используются практически все нововведения в игровой системе (за исключением, пожалуй, лишь refit repair, о котором речь пойдёт в BII) и весь накопленный за почти 10 лет опыт в балансировке сценария. Кроме того, здесь, как и во всех сценариях ТАО5, а также одноимённом сценарии из ТАО3, акцентируется внимание на трудности движения по пересечённой местности, что делает контроль над дорожной сетью задачей первостепенной важности. Также в этой версии не видно время и место подхода подкреплений к противнику, что делает игру более сложной и реалистичной.

Зимний вариант карты из ТАО2 (слева), ТАО3 и ТАО5 (в центре) и ТАО4 (справа).

Как известно, Арденнская операция – весьма популярная тема в компьютерных играх. Причиной тому – огромное внимание, которое уделяется ей в западной историографии, несмотря на то, что ничего принципиально нового в военное искусство она не внесла: ни одна из сторон в полной мере не достигла своих целей в плане захвата территории, уничтожения войск противника или минимизации собственных потерь. Немцы не только не достигли Антверпена, но даже не дошли до Мааса (он же Мёз). Союзники же не смогли реализовать свои преимущества, чтобы окружить и ликвидировать немецкую группировку, вместо этого они целый месяц выдавливали её на первоначальные позиции. Как результат – Арденнская операция стала для американцев самой кровопролитной за всю войну.

Северный участок наступления - карты из ТАО2 и ТАО5.

Тем не менее перед нами довольно любопытный сценарий, ключевой особенностью которого является зеркальность: в ходе операции стороны меняются ролями, переходя от наступления к обороне и наоборот. В переходный период наступательная инерция немцев постепенно затухает, а союзники начинают перехватывать инициативу. Чётких временных рамок у этого периода нет, его продолжительность зависит от действий игроков и нескольких изменяющихся в течение сценария параметров. Так, в начале сценария эффективность снабжения немцев составляет 100%, а у американцев – всего 25%. К концу сценария – 50% и 100% соответственно. Аналогичная ситуация складывается с артиллерийским бонусом и даже погодными условиями. Облачная погода и распутица в начале сценария защищают немцев от американской авиации и не позволяют союзникам реализовать своё преимущество в подвижности. Когда небо проясняется, а дороги подмерзают, положение немцев серьёзно ухудшается. Анализируя влияние этих показателей на развитие операции, можно выделить несколько наиболее вероятных этапов, через которые пройдёт сражение.

1. Немцы наносят неожиданный удар и прорывают центральный участок обороны. Это их наибольший успех в плане захвата территории. Американцы успешно сопротивляются только на флангах, в центре оборона носит очаговый характер вокруг городов и на выгодных для обороны позициях.
2. Американцы приходят в себя и начинают оказывать осмысленное сопротивление, но службы снабжения ещё не заработали в полную силу. К ним подходит всё больше и больше подкреплений, начинает формироваться линия фронта. Идёт борьба за ключевые города: немцы ещё сохраняют наступательный потенциал, но окружения случаются всё реже, а чаще враг просто выдавливается. Потери немцев растут, а пополнения сокращаются. На флангах немцы либо придерживаются исторической линии поведения, выставляя заслоны, либо пытаются ликвидировать противника и расширить прорыв.
3. У немцев начинаются первые проблемы со снабжением, в то время как американцам удаётся полностью восстановить работу тыловых служб. Погода проясняется, и американцы захватывают господство в воздухе. Наступательные возможности немцев практически исчерпаны, на большинстве направлений они переходят к обороне в связи с первыми серьёзными контратаками американцев.
4. Распутица заканчивается, проходимость дорог улучшается. К активным действиям переходят англичане. Союзники постоянными атаками стремятся навязать германцам борьбу на истощение, в которой у последних нет шанса победить. Немцы стремятся удержать захваченные территории, но начинают сказываться серьёзные проблемы с восполнением численности потрёпанных в боях отрядов.
5. Погода снова портится, и у немцев ещё больше ухудшается ситуация со снабжением. Союзники продолжают оказывать давление, уровень укомплектованности немецких формирований приближается к критической отметке. Наступательный потенциал союзников растёт, в то время как немцам даже обороняться удаётся с трудом. На ряде участков немцы вынуждены отступать для занятия более выгодных рубежей обороны и сокращения линии фронта.

Гонка к Мёзу из ТАО2, ТАО3 и ТАО5.

Как видно, сценарий неплохо отражает историческую действительность. Как известно, немецкое наступление началось 16 декабря 1944 г. и было остановлено 25 декабря в районе города Селль, в 6 км от Мааса. В этот день началось контрнаступление союзников, которое не увенчалось полным успехом, но выполнило ряд задач. Например, была снята осада с Бастони, длившаяся с 19 по 26 декабря. Временные рамки сценария заканчиваются 31 декабря, однако дальнейшие события представляют не меньший интерес.

3 января союзники переходят в полномасштабное наступление, а 12 января, на 8 дней раньше намеченного срока, советские войска начали Висло-Одерскую наступательную операцию. В результате немцы вынуждены были вывести с фронта 6-ю танковую армию сс, которая в марте 1945 г. будет наступать на Будапешт, а затем оборонять Вену. К 15 января союзникам, наступавшим с севера и юга, удалось соединиться в г. Уффализ, севернее Бастони, срезав примерно половину немецкого “выступа”, однако добиться крупного окружения они не смогли. Окончательно выдавить немцев из Арденнского выступа им удалось только к 25 (в некоторых источниках 29) января.

Ситуация на 27 декабря. Сценарии, посвящённые контрнаступлению союзников, есть в ТАО2...

... и в серии Battlefront.

Завершая рассказ о ТАО, можно дать несколько советов каждому из игроков.

Игрок за немцев должен понимать, что блицкрига, как в 1940 г., не получится. Силы у немцев уже не те, да и противник совсем другой. Положение, отдалённо напоминающее блицкриг, будет длиться всего несколько ходов, за которые нужно захватить как можно больше ключевых точек на центральном направлении. Они дают не только очки победы, но и alert points, которые будут конвертированы в подкрепления и пополнения – до пяти дивизий и несколько десятков steps. На этом этапе важно не распыляться во все стороны, а последовательно продвигаться к намеченным целям – наскоком захватить всё подряд не выйдет.

В дальнейшем о блицкриге можно будет только мечтать, поскольку сопротивление противника начнёт стремительно усиливаться. Да и местность для маневренной войны неподходящая: горы и леса, водные преграды и умеренно развитая дорожная сеть. На такой местности американцы даже небольшими заслонами на важных участках (мостах, перекрёстках и городах) могут снижать темпы вашего наступления, поскольку таблицы CRT составлены так, что получить танковый бонус или организовать overrun-атаку возможно далеко не всегда, а атакующие неизбежно будут нести потери. В таких условиях даже уничтожение окружённых юнитов противника не будет быстрым и лёгким.

Не стоит забывать и о флангах. Впрочем, здесь ситуация непростая: захват ключевых точек на флангах играет на руку противнику, ведь подкрепления и пополнения получат не немцы, а американцы. Так с помощью системы alert points авторы сценария держат немецкого игрока в исторических рамках. Тем не менее подумать об этих точках стоит, ведь их захват не только приносит очки победы, но и позволяют обезопасить фланги, сократить линию фронта и высвободить немало войск. Что до нежелательного усиления противника, то у союзников юнитов столько, что пара дивизий коренным образом ситуацию не изменит.

После того, как американцы завоюют господство в воздухе, о наступлении можно будет забыть: отныне немцам становится очень трудно не только продвигаться вперёд, но и просто подвозить припасы к линии фронта. Немного облегчить ситуацию со снабжением может только захват американских складов.

Постепенно американцы начнут оказывать всё более сильное сопротивление: от небольших заслонов они перейдут к формированию полноценной линии фронта, затем начнутся частные контратаки, а потом и полномасштабное контрнаступление. Однако теперь местность играет на руку уже немцам, которые могут отступать на выгодные для обороны рубежи. Впрочем, бесконечно отступать нельзя – необходимо удерживать захваченные ключевые точки для накопления победных очков. Желательно не допускать больших потерь – пополнения у немцев в большом дефиците, запас прочности не помогут создать даже дополнительные пополнения, полученные в начале сценария, часть из которых, к тому же, пошла на возмещение потерь, понесённых при их добыче.

По этой же причине немецкому игроку на протяжении всего сценария нежелательно атаковать просто так, без конкретной цели – каждая потеря, понесённая в начале сценария, станет проблемой в его конце. Риск должен быть оправданным: атаки должны вести к полному уничтожению противника, его окружению или захвату выгодных рубежей. Очень важно вовремя понять, когда стоит прекратить терять силы в атаке и перейти к обороне. Сделать это бывает нелегко: инерция наступательного мышления продолжает толкать вперёд.

Что касается союзников, то для них операция проходит в обратном порядке. Первой задачей станет пережить начальный удар с минимальными потерями в территории и юнитах. В обороне можно проводить ротацию юнитов, отводя потрёпанные войска на восстановление и заменяя их свежими. Удержать особо важные ключевые точки поможет политический юнит, который не позволит войскам отступать. Другим подспорьем в обороне станет постоянно растущее число машин, которые позволяют маневрировать силами и перебрасывать по 2-3 дивизии за ход на большие расстояния.

Союзники превосходят немцев по численности войск, но внезапность нападения приводит к тому, что большая часть этих войск доступна не сразу, а подходит постепенно в течение всего сценария. Впрочем, к американцам подкрепления подходят без всяких условий, в то время как немцы для их получения должны накопить немало alert points. По числу танковых соединений силы противников сопоставимы. Впрочем, союзники превосходят немцев не только количеством, но и качеством: их юниты более живучие и более сильные, а артиллерия ещё и более дальнобойная. Но самое главное преимущество союзников – это пополнения. Каждый ход к ним приходит в 2-4 раза больше пополнений, чем к немцам. К тому же, практически все их юниты имеют немало пополнений за счёт внутренних резервов.

ОШС сторон из ТАО2.

Преимущество в живой силе позволяет союзникам не только выдержать оборону, но и рассчитывать на успех в наступлении. Для перехода в контрнаступление надо выбрать момент, когда немцы будут достаточно сильно обескровлены. Хорошим выбором может стать день, когда активизируются британцы, и в распоряжение игрока поступят сразу 5 полнокровных дивизий.

Важной задачей будет выбить немцев из захваченных ключевых городов, чтобы получить победные очки. При этом следует участь, что теперь местность будет играть на руку немцам. Срезать выступ под основание и окружить всю немецкую группировку у вас вряд ли получится, а вот основательно потрепать противника, заставить выравнивать и сокращать линию фронта вполне возможно.

Союзники будут стремиться навязать противнику борьбу на истощение. Они могут позволить себе атаковать даже при относительно неблагоприятном соотношении сил. Если удастся нанести потерю в 1 step ценою двух своих, это будет успех, потому что союзники свои потери восполнят, а немцы – нет. Даже самые сильные юниты немцев не смогут держаться бесконечно под градом постоянных атак.

В заключение стоит сказать, что ТАО как сценарий был протестирован не одним поколением игроков и может похвастаться отшлифованным балансом и наибольшим количеством сыгранных игр и проведённых чемпионатов, результаты которых могут быть самими разными: от безоговорочной победы любой из сторон до позиционного тупика. Приведённый выше разбор описывает “среднестатистическое” течение операции, которое довольно близко к историческим темпам её развития.

Продолжение: Korsun Pocket - пользовательские сценарии
Продолжение: Korsun Pocket - пользовательские сценарии - Великие Луки

Комментариев нет:

Отправить комментарий