03 июня 2017

SSG 27 - Battles in Italy - пользовательские сценарии, ч.2 - Москва 1941 и Харьков 1943

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Операция “Тайфун” – немецкое название битвы за Москву, точнее её оборонительного периода. Московская битва делится на два этапа: оборонительный (30 сентября – 4 декабря 1941) и наступательный (5 декабря 1941 – 30 марта 1942). Данный сценарий посвящён начальному этапу немецкого наступления и длится с 1 октября по 1 ноября 1941 г. В него попали боевые действия Западного, Резервного (10 октября объединён с ЗФ) и Калининского (создан 19 октября) фронтов. Немецкое наступление началось 30 сентября действиями против Брянского фронта (находится “за кадром” сценария, за исключением 50-й армии), а против Западного фронта немцы выступили 2 октября. Несмотря на то, что немцы сосредоточили силы сразу трёх танковых групп (2-й, 3-й и 4-й), упорное сопротивление советских войск заставило их приостановить наступление в начале ноября. За месяц боёв немцы смогли продвинуться до Калинина, Волоколамска, Наро-Фоминска, Серпухова и Тулы. Возобновить наступление они смогли только 15-18 ноября.

Положение сторон на момент начала первого (октябрьского) этапа немецкого наступления на Москву.

В игре этот сценарий имеет много общего со Смоленским сражением из дополнения Across the Dnepr. Немцы очень сильны, у них много танков и самоходок, на их стороне высокая мобильность и господство в воздухе. Вместе с тем, у них почти нет пополнений, а восстановить численность войск можно только за счёт внутренних резервов и процедуры медицинско-ремонтного обеспечения (refit repair), для чего необходимо выводить войска из боя в резерв. Также немного пополнений можно получить, захватив Вязьму. Более того, в течение сценария их уровень снабжения, сила артиллерии и количество авиации будут падать, причиной чему служат растянутость коммуникаций и распутица, которая наступит через несколько недель (исторически – с 18 октября по 4 ноября).

Советские войска в этом сценарии от распутицы почему-то не страдают, хотя в жизни было наоборот. Красная армия представлена, в основном, пехотой, большая часть которой, как и в AtD, не может окапываться, что делает её очень уязвимыми к атакам противника. Однако, в отличие от смоленского сценария, наши войска могут опереться не только на естественные рубежи, но и на несколько подготовленных оборонительных линий.

Другая слабость заключается в том, что РККА испытывает огромный некомплект личного состава и матчасти. Найти здесь полностью укомплектованный юнит практически нереально, в то время как полки и бригады численностью в 1-2 батальона встречаются повсеместно. Усугубляет проблему то, что в начале сценария пополнения практически отсутствуют, подходить они начнут только через пару недель. Единственным способом сохранить войска до этого времени является всё то же медицинско-ремонтного обеспечение, для чего придётся отводить войска с передовой в тыл, что не всегда возможно.

Главной задачей советского игрока в начале сценария станет нанести противнику как можно больший урон, сохранив при этом как можно больше войск, и не потеряв слишком много территории. Для этого нужно строить оборону на выгодных рубежах и проводить контрудары по прорвавшемуся противнику. В случае исчерпания возможностей для обороны необходимо обеспечить отвод войск на новый рубеж с минимальными потерями. Если вам удастся не допустить развал обороны, то во второй половине сражения станет немного проще. Потери, понесённые противником, а также проблемы со снабжением, снизят темпы его наступления. У нас же, наоборот, вырастет уровень снабжения, появятся грузовики и поезда для быстрой переброски войск, а также авиация. Но самое главное – начнут подходить пополнения. Их будет немного, но они позволят экстренно усиливать наиболее угрожаемые участки.

Сражение получилось очень интересное и непростое, каждая сторона может добиться победы, однако более реальным результатом будет всё-таки ничья. Автор сценария – Brubaker – смог совместить в нём широкий размах и такую глубину проработки, что его вполне можно было бы выпускать в качестве самостоятельной игры. Другой сценарист-любитель – JSS – создал второй вариант этого сражения, внеся изменения в уже готовый сценарий. Он внёс некоторые изменения в ОШС, а также увеличил продолжительность сценария до 17 ноября. Кроме того, этот вариант рекомендуется играть с опцией unknown units, которая не позволяет узнать точные параметры атаки и защиты юнитов вплоть до их первого соприкосновения с противником. Для обоих вариантов есть искусственный интеллект. Настоятельно рекомендую этот сценарий к ознакомлению.

Ещё один большой и хорошо проработанный сценарий посвящён заключительному этапу зимней кампании Красной Армии 1942-1943 гг. В западной историографии этот период известен как третья битва за Харьков. Его датировка в большинстве случаев – с 19 февраля по 15 марта 1943 г., то есть с начала немецкого контрнаступления до повторного захвата ими города. В наших же источниках принято разделять сражение на Воронежско-Харьковскую стратегическую наступательную операцию (13 января – 3 марта 1943 г.) и Харьковскую оборонительную операцию (4 – 25 марта 1943 г.). Каждая из этих стратегических операций состояла из нескольких фронтовых. Попробуем разобраться в этом вопросе поподробнее.

Третья битва за Харьков с момента начала операций "Скачок" и "Звезда" до окончания зимней кампании.

Предпосылкой сражения за Харьков стало окружение немецких войск под Сталинградом в результате операции “Уран”, начатой 19 ноября 1942 г. Уже 23 ноября был образован “котёл”, однако ликвидация окружённой группировки затянулась на два с лишним месяца и была завершена лишь 2 февраля 1943 г. Пока Сталинградский и Донской фронты отбивали попытки немцев деблокировать окружённых (Котельниковская операция 12–24 декабря 1942 г.), а затем ликвидировали сталинградскую группировку противника (операция “Кольцо” 10 января – 2 февраля 1943 г.), на соседних участках фронта также велись активные боевые действия. Советское командование стремилось воспользоваться нарушением целостности немецкого фронта и отбросить фашистов так далеко на запад, насколько это будет возможно. К югу и юго-западу от Сталинграда удалось освободить от немцев Кавказ, Кубань (за исключением Тамани) и Ростов (14 февраля). К западу и северо-западу были проведены Среднедонская (“Малый Сатурн”, 16–30 декабря 1942 г), Острогожско-Россошанская (13–27 января 1943 г.) и Воронежско-Касторненская (24 января – 17 февраля 1943 г.). операции, в ходе которых немцы и их союзники были отброшены от Волги и Дона на 100-300 км, был освобождён Воронеж (25 января). В результате были созданы предпосылки для наступления на Донбасс и Харьков.

Харьковская наступательная операция (“Звезда”) проводилась 2 февраля – 3 марта 1943 г. силами Воронежского и Юго-Западного фронтов. В ходе неё были освобождены Курск (8 февраля), Белгород (9 февраля) и Харьков (16 февраля). Одновременно с этим, 29 января –18 февраля 1943 г., Юго-Западный фронт проводил Ворошиловградскую операцию (“Скачок”), во время которой были освобождены Ворошиловград (ныне Луганск, 14 февраля). Конечной целью этой операции планировались окружение немецких войск в Донбассе и выход к Днепру на участке от Кременчуга до Запорожья. К 18 февраля войск ЮЗФ достигли Краснограда и Павлограда, а передовой отряд 25-го танкового корпуса находился в 20 км от Запорожья.

19 февраля началось контрнаступление немецких войск под командованием Манштейна. Противнику удалось сосредоточить крупные танковые резервы за счёт свежих соединений из Европы, а также соединений, отступивших с Кавказа, Дона и из-под Ростова. Советские войска, напротив, понесли в ходе череды наступательных операций, проводимых без оперативных пауз, ощутимые потери. Более того, немцы приблизились к своим базам снабжения, в то время как в Красной Армии, продвинувшейся за короткое время на большое расстояние, ощущался серьёзный кризис снабжения. Плечо подвоза грузов автотранспортом достигало 300-400 км! Несмотря на это, со стороны советского командования имела место переоценка собственных сил и недооценка противника. В таких условиях немецкое контрнаступление было обречено на успех. За месяц боёв немцам удалось нанести РККА ряд чувствительных поражений, в результате которых советские войска были отброшены на линию реки Северный Донец. 15 марта был потерян Харьков, 18 марта – Белгород. На следующий день, 19 марта, активные боевые действия были прекращены в связи с истощением немецких войск и весенней распутицей. Сформировался южный фас курской дуги.

В игре данный сценарий длится 49 ходов, но не имеет привязки ко времени. Однако анализ ОШС сторон и местности позволяет предположить, что его временные рамки – с 29 января по 18 марта 1943 г. Таким образом, в него попадают операции “Скачок” и “Звезда”, а также немецкое контрнаступление. В игровом плане данное сражение интересно тем, что проходит в переходный период Великой Отечественной войны. Противники уже не те, что в 1941 г., но ещё и не те, что в 1944 г. Красная Армия уже может вести наступательные операции на большую глубину, но уровень обеспечения войск всем необходимым ещё далёк от идеального. Немцы, в свою очередь, теряют инициативу, но полностью сбрасывать их со счетов ещё рано.

В начале сражения преимущество находится на стороне РККА. Противник уступает нашим войскам в численности, его войска растянуты на широком фронте. В наших войсках много подвижных соединений, доступны авиационная и артиллерийская поддержка, имеется автотранспорт для быстрой переброски войск. Местность в целом благоприятствует ведению подвижной войны: дорожная сеть развита, преобладают равнины, холмов и лесов не очень много. Парадокс ситуации заключается в том, что реализовать эти преимущества Красной Армии будет непросто. Причина кроется в большом некомплекте личного состава и матчасти. Проблема эта будет преследовать советские войска на протяжении всего сценария: пополнения приходят редко и их мало. Усугубляется ситуация тем, что восстановить войска за счёт медицинско-ремонтного обеспечения (refir repair) в этом сценарии нельзя, а количество пополнений, получаемых за счёт захвата ключевых городов, невелико. В результате, советский игрок вынужден действовать очень осторожно, стараясь не допустить лишних потерь.

Этого можно добиться за счёт высокой мобильности войск, обходя узлы сопротивления и окружая противника. Главной задачей на первом этапе станут уничтожение противника по частям и захват территории с минимально возможными потерями.

Во второй половине сценария положение Красной Армии ухудшится – в полной мере себя проявят растянутые коммуникации и понесённые в предыдущих боях потери. Уровень снабжения понизиться, пополнений станет ещё меньше. Одновременно с этим сопротивление противника возрастёт: к нему подойдёт большое количество свежих танковых дивизий, которые позволят перейти в контратаки. Советскому игроку придётся постепенно прекращать наступление, а затем и вовсе переходить к обороне. Её успешность будет определяться тем, сколько войск удалось сохранить на первом этапе. В любом случае, это будет непросто: необходимо отступать на выгодные рубежи обороны и прочно их удерживать. На сильные контрудары по противнику сил, скорее всего, уже будет недостаточно. Наиболее подходящим оборонительным рубежом выглядит река Северный Донец, но отход на неё будет означать потерю большого количества очков победы.

Что касается немецкого игрока, то в начале сражения он должен не допустить развала всей системы обороны. Для этого необходимо действовать гибко: удерживать позиции до тех пор, пока есть возможность отхода на новые рубежи, после чего отступать. Облегчает задачу большое количество рек, на которых можно строить основные и промежуточные линии обороны. Задача номер один – выиграть время до подхода подкреплений, потеряв как можно меньше войск, и максимально ослабив противника. Важнейшее преимущество немцев заключается в наличии пополнений в течение всего сценария, что позволяет им восстанавливать потрёпанные юниты и снова вводить их в бой.

В течение всего сценария к немцам будут подходить подкрепления, которые помогут сперва нормализовать ситуацию на фронте, а затем и перехватить инициативу. Если ситуация на фронте сложная, то прибывающие резервы придётся бросать в бой по мере поступления. Однако, если позволяет обстановка, то лучше их сперва сосредоточить и пополнить, а затем нанести сильный удар в одном или нескольких местах. Одновременно с этим у немцев увеличится количество авиации, а также объёмы перевозимых по железным и шоссейным дорогам войск, что позволит оперативно маневрировать войсками. Снабжение у них, в отличие от РККА, остаётся на высоком уровне в течение всего сценария. Всё это позволяет немецкому игроку рассчитывать на успех контрнаступления, однако степень зависит от результатов предыдущих боёв, а также от уровня мастерства обоих игроков.

Данный сценарий позволяет каждому игроку вести наступательные и оборонительные операции, глубокие маневры и жёсткую оборону. Для обеих сторон это будет непростое сражение: советский игрок должен реализовать своё первоначальное превосходство, попытаться сохранить его как можно дольше, а также своевременно реагировать на возникающие новые угрозы. Игрок за немцев должен остановить наступление противника, суметь захватить инициативу и воспользоваться своими собственными преимуществами. Для сражения был создан искусственный интеллект, что позволяет получить о нём первоначальное представление. В целом, перед нами достаточно интересный и сбалансированный сценарий, вполне достойный отдельной игры. Кстати, тема этого сражения раскрыта в нескольких варгеймах из серии Achtung Panzer и Graviteam Tactics от харьковской студии Graviteam.

Продолжение: Battles in Italy - пользовательские сценарии, ч.3

Комментариев нет:

Отправить комментарий