08 сентября 2017

SSG 35 - Battlefront - Малая Земля и Огород

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Малая Земля (4 февраля – 16 сентября 1943 г.)

Новороссийская операция – захват плацдарма Малая Земля – является гораздо более интересным сценарием. Это единственная морская десантная операция за СССР, представленная в играх от SSG. 

Положение сторон перед высадкой морского десанта.

Вполне возможно, что при создании этого сценария авторы опирались на настольный варгейм Black Sea Black Death, выпущенный компанией People's War Games в 1982 г. Автором его был всё тот же Джек Рэйди, уже знакомый нам по работе над варгеймом Korsun Pocket.

Обложка  настольного варгейма 1982 г.

Кстати, интересно отметить, что в оформлении обложки этого варгейма используется фрагмент диорамы “Штурм Сапун-горы”, посвящённый одному из ключевых моментов освобождения Севастополя 7 мая 1944 г. Несмотря на то, что это полотно посвящено другому сражению на Чёрном море, художник решил позаимствовать один из его эпизодов для военной игры о битве за Новороссийск. Вероятной причиной этого является динамичность батальной сцены и изображённые на ней советские морские пехотинцы.

Фрагмент диорамы "Штурм Сапун-горы"

Итак, что представляет собой новороссийская операция? После поражения под Сталинградом, немцы начали отход с территории Кубани и Кавказа. Часть сил отошла на Украину, а часть осталась на Тамани, где в начале 1943 г. немцы оборудовали т.н. Кубанский плацдарм, известный также как Голубая линия. Северной границей плацдарма были озёра и лиманы, а южной – город Новороссийск. Как известно, бои за Город-Герой начались 19 августа 1942 г. К 10 сентября наши войска оставили большую часть Новороссийска, удерживая его юго-восточную окраину – цементный завод.

Такая ситуация сохранялась и в начале 1943 г., когда советское командование предприняло попытку освобождения Новороссийска и ликвидации кубанского плацдарма. Был разработан план “Море”, предусматривающий десантную операцию по захвату плацдарма южнее Новороссийска, отделённого от позиций войск 47-й армии Цемесской бухтой. 4 февраля 1943 г. были высажены 83-я и 255-я бригады морской пехоты, а также вспомогательные части, включая воздушный десант. Десантов было два: основной – в районе Южной Озерейки и вспомогательный – в районе Станички. Основной десант высадился неудачно, поэтому было решено сместить акцент на вспомогательное направление. Бойцам РККА не удалось продвинуться далеко с плацдармов и захватить Новороссийк, и они перешли к обороне. Немцы пытались ликвидировать плацдарм, но за 255 дней так и не смогли этого сделать.

9 сентября 1943 г. началась Новороссийско-Таманская операция, в ходе которой 10 сентября был осуществлён второй десант, на этот раз прямо в порт Новороссийска. Одновременно с этим Красная Армия ударила с Малой земли и со стороны цементного завода. Операция увенчалась успехом: 16 сентября был освобождён Новороссийск, а 9 октября был полностью ликвидирован кубанский плацдарм. Битва за Кавказ была окончена. Для тех, кто хотел бы побольше узнать об этих боях, могу посоветовать игру “Чёрные бушлаты” или материалы её сценариста – А.В. Зорича.

В игре представлена начальная фаза операции, с 3 по 12 февраля 1943 г. Историческая проработка операции в игре неплохая, хотя и был выявлен ряд неточностей, например, невозможно высадить десант в Станичке! Более того, самой Станички на карте нет! Вместо неё – “рыбоконсервный завод”. Судя по всему, это немецкое обозначение. Ближайшей к Станичке точкой, где можно высадить десант в игре, являются северные окрестности Алексина. В первые несколько ходов советский игрок должен высадить десант и максимально его расширить, обеспечив при этом оборону своего единственного на весь плацдарм (!) источника снабжения в Алексине. Можно попытаться захватить плацдармы западнее, в районе бухты Озерейка, где по первоначальному замыслу и должен был состояться основной десант, однако это может привести вас к распылению сил на большой территории и соответствующим трудностям с обороной. Впрочем, можно попробовать привлечь для этих целей два батальона воздушного десанта.

Для немецкого игрока важнейшей задачей станет ликвидация плацдарма: если он не захватит Мысхако и Алексин, то почти наверняка проиграет по очкам. В своё время на форуме SSG были споры на эту тему, но лично мне такой подход кажется правильным. Оборона плацдарма советскими войсками заставляла немцев держать войска на этом направлении и, в конечном итоге, сыграла свою роль в освобождении Новороссийка. Именно поэтому через несколько ходов после начала игры немецкий игрок скопит ударную группировку с танками и попытается ликвидировать плацдарм. Осложнять положение советских войск будут действия авиации противника, препятствующие нормальному снабжению войск. ПВО прибудут на Малую Землю не скоро. Однако поддержку морским пехотинцам будет оказывать артиллерия 47-й армии, стреляя через Новороссийскую бухту. Артиллерия будет и у немцев, при определённой удаче её можно будет подавить контрбатарейным огнём.

Новороссийский сценарий отличается большим перепадом высот

Всё время проведения операции на “Большой Земле” друг напротив друга будут расположены советские 318-я стрелковая дивизия и 3-й стрелковый корпус и немецкая 73-я пехотная дивизия. Ни у той, ни у другой стороны нет достаточных сил для прорыва линии обороны. Однако если немцы снимут с этого участка войска для действий против плацдарма, то у советских войск появится шанс на прорыв обороны на этом участке и выход к Новороссийску с востока. В любом случае перед советским игроком встанет вопрос о том, куда направлять подкрепления в лице нескольких стрелковых бригад и дивизий, одной сводной танковой бригады и нескольких танковых батальонов, а также полка ПВО, подходящих к 47-й армии. Их можно задействовать на “суше”, а можно переправить на Малую Землю для “цементирования” обороны или для попытки преодоления немецких укреплений.

В общем, перед нами интересное и непростое сражение со множеством возможных путей к победе. Каждая сторона может выиграть и проиграть, победа, как и в жизни, зависит от того, насколько принимаемые вами решения соответствуют сложившейся обстановке.

Операция “Огород” (17-26 сентября 1944 г.)

Операция “Огород” показалась мне интересным сценарием. Не буду описывать предысторию операции – благодаря телевидению, компьютерным играм и интернету, её сейчас и так все знают. Скажу только лишь, что “Огород” считается крупнейшей воздушно-десантной операцией в истории. Цель операции была поистине наполеоновской: одновременно захватить все стратегические переправы через реки в Голландии, расположенные примерно на одной линии в 100 километров с севера на юг, для того, чтобы войти в Германию, обойдя линию Зигфрида с севера. По целому ряду причин реализация операции подкачала. В частности, союзники недооценили силы противника, а немцы оборонялись довольно грамотно.

Утро 17 сентября: три воздушных десанта ещё не высажены.

Итак, 17 сентября 1944 г. в Голландии были высажены 3 знакомые нам ещё по BiN и BiI воздушно-десантные дивизии: 2 американские и 1 английская. По замыслу союзников они должны были обеспечить контроль над мостами, чтобы 30 британский корпус смог беспрепятственно проследовать с юга на север до Арнема через Эйндховен и Неймеген. Надо сказать, что на всём протяжении шоссе, по которому должен был двигаться 30 корпус, пересекает огромное количество рек и каналов (в игре – около 20 водных преград и 150 мостов), поэтому захват мостов был вопросом стратегического значения. 101-я американская воздушно-десантная дивизия высадилась ближе всех к линии фронта, к северу от Эйндховена. 82-я американская высадилась дальше, к югу от Неймегена. 1-я британская парашютно-десантная дивизия высадилась севернее всех: к западу от Арнема. После высадки десантники должны были захватить “свои” города и обеспечить переправу 30-го корпуса через реки и каналы.

Однако не всё прошло гладко. Если американцы со своей задачей частично справились, то англичанам повезло гораздо меньше: в районе Арнема находились части 9 и 10 танковых дивизий СС, не вскрытые разведкой. Англичане были вынуждены занять оборону в зоне высадки и держать её в течение недели, после чего им пришлось эвакуироваться на южный берег Рейна. За эту неделю десантникам из 101 дивизии вместе с 30 корпусом удалось взять Эйндховен и отбить ряд контратак немцев на шоссе между Эйндховеном и Неймегеном. Неймеген, а точнее его южная часть, был захвачен десантниками 82 дивизии. Через неделю после начала операция была прекращена. В игре, как и в жизни, операция закончилась утром 26 сентября, когда остатки 1 британской парашютно-десантной дивизия дивизии переправились на южный берег Ваала. Захватить мост через Рейн не удалось, линия фронта установилась по реке Ваал, на уровне Неймегена.

В "Огороде" рельеф не играет большого значения, гораздо более серьёзным препятствием здесь являются реки и каналы.

В игре этот сценарий представляет интерес для обеих сторон. Для союзников это будет непростая наступательная операция, причём сопротивление противника будет только возрастать со временем. Необходимо установить контакт между всеми подчинёнными частями и спешить на помощь английским десантникам, не забывая про оборону растянутых флангов. Немцы же должны выбрать наиболее важные для обороны места (в первую очередь, Арнем и Неймеген), а также контрударами во фланг расстраивать планы союзников. Всё время, которое смогут выиграть немцы, задерживая продвижение союзников, они потратят на уничтожение английского десанта. 1 дивизия сковывает значительные силы немцев, но и сама может быть ими уничтожена, поскольку сил у немцев много. 

Большой интерес представляет сама местность: ось наступления союзников проходит с юга на север, а с запада на восток эти 100 километров пересекаются большим количеством рек и каналов. Понтонёров в этом сценарии у союзников нет, а потому контроль над мостами по-настоящему важен – переправы-то не наведёшь! Интересно реализован механизм подрыва мостов: немцы могут взрывать их по старинке, а могут понадеяться на генератор случайных чисел: когда юнит союзников подходит к любому мосту в первый раз, существует вероятность, что подрыв произойдёт автоматически. Вероятность разная для разных мостов, в большинстве случаев – на 6, но бывает и от 1 до 4. Принимая во внимание количество мостов и количество ремонтников в войсках союзников (всего 2!), темпы наступления можно снизить очень здорово. Впрочем, в сценарии есть 6 ключевых мостов, уничтожить которые невозможно (очевидно, по соображениям баланса) и немцам придётся их оборонять.

Однако обе стороны всё же могут компенсировать нехватку понтонёров и пересекать водные преграды в ключевых местах. В начале сценария немцы из 2-го танкового корпуса СС могут форсировать Рейн в районе городов Хёйссен и Паннерден на паромах, чтобы усилить оборону Неймегена. Через некоторое время американцы из 82-й воздушно-десантной дивизии смогут форсировать Ваал в районе Неймегена на подручных средствах, чтобы попытаться взять Неймеген. В конце сценария британские десантники из 1-й дивизии смогут эвакуировать свой плацдарм, переправившись через Рейн. Во всех случаях количество средств для переправы ограничено, поэтому планировать надо тщательно.

Также не менее интересно смоделированы проблемы со снабжением, которые испытывали союзники. Десантники получают снабжение по воздуху, что, естественно, ограничивает их возможности. Несмотря на то, что они весьма сильны в бою, они должны и атаковать свои цели, и обороняться от немецких контратак, и защищать свои склады. Приходится постоянно выбирать, что важнее – везде они просто не успеют. 30-й британский корпус, хоть и снабжается гораздо лучше, но только по дорогам, что делает его коммуникации уязвимыми для фланговых ударов. Пропущенный контрудар или вовремя взорванный мост могут оказать фатальное влияние на судьбу всей операции. Разобраться же с фланговыми угрозами британцам трудно – требуется регулярно возвращаться на шоссе для пополнения припасов.

В итоге перед нами интересный сценарий со своими особенностями, который одинаково увлекательно играть за каждую из сторон. Обе стороны могут добиться победы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий