26 ноября 2016

SSG 05 - Предмет и метод исследования

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Предмет исследования

Теперь, когда мы познакомились с историей компании, пора поговорить о том, какие игры будут рассмотрены в данной статье, то есть о предмете исследования. Рассказать обо всех играх от SSG в одной статье не получится. Во-первых, их очень много, и они весьма разноплановые. Во-вторых, в настоящее время раздобыть некоторые из них и запустить на современных компьютерах весьма нелегко. Поэтому мы рассмотрим только те варгеймы, на примере которых отчётливо прослеживается “почерк” SSG, хорошо видно основные особенности игровой системы и пути её развития. Рассмотрим подробнее, какие именно игры были выбраны и почему.

Ранние игры от SSG создавались для Apple II, Commodore 64 и DOS, и на современных компьюторах запускаются с помощью соответсвующего эмулятора

Игры от SSG можно поделить на две группы: фантастические стратегии и исторические варгеймы. Фантастические серии – Reach for the Stars и Warlords – мы рассматривать не будем, равно как и Gold of the Americas: The Conquest of the New World. Вместо этого мы сосредоточимся на варгеймах. Как мы помним из истории компании, в SSG создавали варгеймы всех типов: морские, воздушные и сухопутные. Впрочем, чисто воздушный варгейм – Europe Ablaze – в SSG посчитали провалом, и потому он так и остался единственным, дальнейшего развития это направление не получило. Другой вид варгеймов – морские, а точнее воздушно-морские – насчитывает 4 игры, все из одной серии – Carriers at War. Они принесли SSG большую славу, однако не они являются наиболее массовыми играми компании. Наибольшее число варгеймов посвящено наземным операциям.

Сухопутные варгеймы от SSG объединяются в 4 серии: Battlefront, Decisive Battles of the American Civil War, Decisive Battles of World War II и Decisive Battles on the Eastern Front: 1941-1945. Ещё 2 игры считаются внесерийными: Russia: The Great War in the East и Battlefront. Все они выполнены в классическом стиле: это гексагональные пошаговые варгеймы оперативного уровня. Во всех этих играх прослеживается характерная для SSG игровая система, напоминающая настольные военные игры, адаптированные для компьютера. Вместе с тем, с каждой новой игрой эта система развивалась, в ней появлялись новые идеи и механизмы.

Большинство варгеймов от SSG посвящены Второй Мировой войне, хотя в некоторых из них нашли отражение и другие конфликты, но только в виде отдельных сценариев. Поэтому серию Decisive Battles of the American Civil War, в которой затрагивается тематика Гражданской войны в США, мы изучать не будем.

Также мы не будем рассматривать серию Battlefront и внесерийную игру Russia: The Great War in the East, поскольку они выходили в 1986-1989 гг., и запустить их на современных компьютерах не так-то просто. Четыре игры были перенесены на DOS, а остальные надо запускать на эмуляторе Apple II или Commodore 64. Вкратце мы уже упоминали о них, когда говорили об истории компании. Для своего времени это были очень неплохие варгеймы, но сейчас они представляют интерес разве что для коллекционеров.

Итак, мы, наконец, подошли к предмету нашего исследования. В данной статье будут рассмотрены те игры, которые без труда идут на современных компьютерах: это 8 варгеймов от SSG, вышедших в 1999-2010 гг. в сериях Decisive Battles of World War II (Ardennes Offensive, Korsun Pocket, Across the Dnepr, Battles in Normandy, Battles in Italy) и Decisive Battles on the Eastern Front: 1941-1945 (Kharkov: Disaster on the Donets, Across the Dnepr: Second Edition), а также игра Battlefront 2007 г. Они выполнены в духе классических настольных военных игр: это двухмерные пошаговые гексагональные варгеймы оперативного уровня, посвящённые Второй Мировой войне. В конце ХХ века, когда эти варгеймы увидели свет, некоторые считали такой подход морально устаревшим. Однако ошеломительный успех, которого удалось добиться SSG, говорит о том, что и в начале XXI века классический варгейм имеет шансы на успех, если выполнен на должном уровне.

Варгеймы из серий Decisive Battles of World War II и Decisive Battles on the Eastern Front: 1941-1945, а также внесерийный Battlefront

На примере этих игр можно отчётливо проследить, как развивалась студия, как разработчики, заложив фундамент собственной игровой системы, в течение многих лет работали над улучшением своего произведения, внося новые идеи и развивая старые. Эта система, зародившись в серии Battlefront, получила дальнейшее развитие в серии Decisive Battles of World War II и достигла своего зенита в серии Decisive Battles on the Eastern Front: 1941-1945. Примечательно, что между этими тремя сериями находятся своеобразные игры переходного этапа – Ardennes Offensive и Battlefront.

И прежде чем перейти непосредственно к играм, стоит сказать пару слов о методе исследования.

Метод исследования

Метод исследования заключался в сравнительном анализе игровой системы каждого из рассматриваемых варгеймов по отношению к ранее вышедшими играми. Таким образом можно не только найти отличия от предыдущих игр и отметить нововведения, но и проследить за тем, как тот или иной элемент игровой системы развивался в течение времени. Анализ проводится в хронологическом порядке, по мере выхода новых игр. Другим важным компонентом исследовательского метода является изучение сценариев к каждой из игр. Рассматриваются сценарии, созданные разработчиками, а также сценарии, созданные игроками при помощи встроенного редактора.

Пару слов о том, как происходила работа над статьёй. Исследование проводилось в несколько последовательных этапах. Первым из них было ознакомление с играми. Так уж получилось, что в эти игры я играл в том же порядке, в котором они выходили. Особенностью моего прохождения сценариев стало стремление максимально приблизить игру к реальности в плане нехватки информации. Например, я не смотрел ОШС противника, а о большинстве операций у меня было самое поверхностное представление. На мой взгляд, так играть интереснее. В результате, в большинстве случаев сражение у меня проходило по сценарию, схожему с историческим, что, на мой взгляд, является неплохим показателем для варгейма. Результатом этого этапа стало написание большей части текста статьи.

Следующим этапом стало изучение других варгеймов различных категорий и от различных производителей. Это было необходимо для формирования объективного мнения о достоинствах и недостатках той или иной игровой системы в сравнении с другими продуктами игровой индустрии. Данный этап стал достаточно продолжительным по времени.

Заключительной этап работы над статьёй был посвящен проверке и перепроверке основных игровых концепций. Это было сделано для того, чтобы исключить возможность ошибки при описании игровых механизмов. Как показала практика, это оказалось нелишним: все рассматриваемые игры похожи друг на друга, но при этом во многом отличаются, так что запутаться, как действует та или иная система в различных играх, было немудрено. Кроме того, во время проверки были выявлены некоторые любопытные разногласия с руководством пользователя, что будет отмечено по ходу повествования.

Итак, переходим к нашим играм.

Продолжение: The Ardennes Offensive

Комментариев нет:

Отправить комментарий