03 декабря 2016

SSG 06 - The Ardennes Offensive

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

The Ardennes Offensive – TAO (1997)

Первая игра в серии Decisive Battles of World War II имеет весьма интересную судьбу. Первое упоминание о ней появилось в 1995 г. в 23 номере журнала Run 5. В этом номере была напечатана статья Иана Траута, в которой были сформулированы основные принципы, по которым была создана игра. Уже тогда игра производила впечатление законченного произведения, однако в печать она ушла только через два года, в 1997 г. Ещё через два года, в 1999 г. вышла новая версия игры – TAO2. По сути это была не новая игра, а старая, с большим количеством изменений в игровой механике. Ещё через год, в 2000 г. вышел последний патч для игры 2.4.0, и тогда же SSG сделали игру бесплатной, выложив её на своём сайте в открытый доступ.

Статья Иана Траута о ТАО, опубликованная в журнале Run 5 в 1995 г.

Стоит сказать, что The Ardennes Offensive вышла через 8 лет после Panzer Battles, последнего варгейма из серии Battlefront, а также, что следующий варгейм из серии Decisive Battles of World War II – Korsun Pocket – вышел  через 6 лет после TAO. Таким образом, The Ardennes Offensive стала своего рода переходным звеном между двумя сериями, на котором авторы экспериментальным путём проверяли жизнеспособность своих идей. К чести разработчиков, они смогли верно проанализировать опыт этой игры, в результате чего все созданные ими в дальнейшем варгеймы по праву считаются одними из лучших представителей этого жанра. При этом саму TAO нельзя назвать самым успешным проектом SSG. Игра получила неплохие отзывы, но по сравнению со следующим варгеймом Korsun Pocket, который был оценён игроками и прессой очень высоко, она несколько теряется. Трудно сказать, с чем это связано. Возможно, всё дело в конъюнктуре рынка компьютерных варгеймов на момент выхода игры. В 1997 г. ещё были живы и SSI, и TalonSoft, а потому конкуренция была сильна, а в 2003 г. во время выхода KP новых варгеймов уже было не так много.

Интересно также отметить, что The Ardennes Offensive стала первой игрой от SSG, которую издавала другая фирма. Последней игрой, выпущенной SSG самостоятельно, стал вышедший в 1996 г. сборник The Complete Carriers at War: Fleet Carrier Operations in World War II, в который вошли CAW1, CAW2 и CAW: Construction Kit. Что касается TAO, то её издателем выступила SSI, которая также издала Reach for the Stars и Warlords: Battlecry в 2000 г. Все остальные варгеймы из серий Decisive Battles of World War II и Decisive Battles on the Eastern Front: 1941-1945 издавались Matrix Games.

Первоначально я не планировал рассматривать The Ardennes Offensive по той простой причине, что нигде не мог найти этой игры. Как мы помним, в 2000 г. разработчики выложили игру в открытый доступ на своём сайте, однако при работе над статьёй мне не удалось найти ни одной рабочей ссылки на полную версию игры. Тогда я решил, что шанс найти её существует: множество копий наверняка хранятся на жёстких или оптических дисках игроков по всему миру. Я обратился с вопросом на форум, но даже сотрудники SSG, с которыми мне удалось пообщаться, не имели ни одной копии игры и не знали, где её можно найти.

Тем не менее во время поисков мне удалось обнаружить демо-версию игры. Демка давала некоторое представление об этом варгейме, однако описывать его по неполной версии было бы не совсем корректно. Принимая во внимание также и отличия TAO от последующих игр в серии, я решил не рассматривать игру вовсе. Однако при подготовке к публикации статьи случилось чудо: в октября 2016 г. в поисках картинок из игры, я совершенно случайно наткнулся на архив интернета archive.org, в котором и обнаружил рабочую ссылку на TAO 2.4.0. Ссылка нашлась на странице Криса Мёрчанта (одного из энтузиастов игры, впоследствии модератора форума SSG и автора одного из пользовательских сценариев) на сайте wargamer.com, которая называется Wacht am Rhein и посвящена, как не трудно догадаться, игре The Ardennes Offensive. Кстати, в том же архиве была обнаружена ссылка и на более раннюю версию – TAO 2.0, которая находится на сайте американского отделения SSG – ssgus.com. Оба эти сайта не работают как минимум с 2003 и 2012 гг. соответственно, и только благодаря архиву интернета, их содержимое не было утеряно окончательно.

Архив интернета позволил отыскать утраченную игру

ТАО не очень хорошо работает на современных машинах. У меня она отказалась работать на 64-битной версии Windows 7, а на 32-битной версии были небольшие проблемы с графикой. Зато игра прекрасно работает на эмуляторе. Например, на Windows 98 под Virtul PC.

Несмотря на то, что TAO является первой игрой в серии Decisive Battles of World War II, она довольно сильно отличается от всех последующих игр. В ней были заложены основы игровой системы, однако в Korsun Pocket многие положения были довольно серьёзно пересмотрены и все последующие игры опираются именно на KP, а не на TAO. Перечислим некоторые отличия этих двух игр.

Самое заметное отличие заключается в графическом плане: TAO была создана в 256 цветах и поддерживала разрешение экрана 640*480, кроме того она не всегда запускается на современных компьютерах. Все последующие игры имеют разрешение 1024*768 и без проблем работают на современных машинах. При этом я лично наблюдал, как при запуске на разных компьютерах и мониторах изображение растягивалось на весь экран, будь то 1366*768 или 1920*1080. Судя по всему, это незадокументированная возможность игры.

Чем больше разрешение экрана, тем лучше видно оперативную обстановку

В плане интерфейса претерпел серьёзные изменения экран ОШС. В ТАО можно было не только изучить структуру своих войск, но и посмотреть фотографии командирова и почитать историю формирований,принимавших участие в сражении. В КР вся эта дополнительная информация пропала, а сам экран ОШС стал стандартизированным для всех последующих игр. Так было сделано потому, что Арденнская операция в западной литературе освещена очень подробно и найти всю необходимую информацию не трудно. Последующие игры затрагивают менее изученные сражения, а потому было принято решение оставить на экране ОШС только самые необходимые сведения. Кроме того, стандартизация экрана ОШС существенно облегчает создание новых сценариев не только авторам игры, но и пользователям.

В энциклопедии можно познакомиться с командующими армиями и группами армий, а также командирами корпусов. Там же можно узнать о боевом пути объединений и соединений, принимавших участие в сражении . 

Также в ТАО имелась небольшая энциклопедия техники, где можно было получить справочную информацию по вооружению сторон. Вообще, такой экран нужнее в варгеймах тактического уровня, но всё равно приятно, что авторы постарались. В последующих играх энциклопедию убрали, поскольку в варгейме оперативного уровня она особо не нужна.

Энциклопедия техники: мелочь, а приятно.

Стоит сказать пару слов и о недостатках игры. В ТАО отсутствует быстрая анимация для юнитов, а руководство пользователя выполнено не очень наглядно. В последующих играх эти недостатки были исправлены.

Существуют также некоторые отличия в игровой механике: немного по-разному работают системы движения и снабжения, несколько отличается боевая система. Также интересно отметить, что в ТАО Англия и Америка были разными странами и ходили по очереди, в то время как во всех остальных играх союзным странам дали совместный ход. Вообще, отличия можно перечислять долго, но делать мы этого не будем, поскольку, как уже упоминалось, ТАО стоит в серии особняком, а потому тратить на это время было бы бессмысленно. А вот полезным было бы на примере The Ardennes Offensive отметить черты, характерные для всех игр серии.

Продолжение: особенности серии Decisive Battles, ч.1

Комментариев нет:

Отправить комментарий