15 апреля 2017

SSG 22 - Battles in Normandy - Нормандская операция

Начало здесь
Предыдущая статья здесь

Нормандская операция (6 июня — 31 августа 1944 года)

Однако, как бы ни был хорош интерфейс или механика игры, успех её определяется, в первую очередь сценариями. Battles in Normandy предлагает нам целый ряд сценариев, посвящённых битвам в Нормандии в июне-августе 1944 г. Как и в KP, мы можем сыграть всю битву целиком, или отдельные её эпизоды. Большой сценарий длится 32 дня (с 6 июня по 7 июля), кроме того существуют пользовательские сценарии, увеличивающие продолжительность сражения до 76 дней (до 20 августа), то есть практически на всё время проведения операции.

Начало операции: воздушные десанты уже высажены, морские ещё на подходе.

Отдельные эпизоды включают в себя 7 сценариев, посвящённых различным этапам сражения. В их число входит 2 сценария, в которых можно попрактиковаться в проведении морских десантов: высадка американцев на пляже Омаха (с 6 по 15 июня) и высадка англичан на трёх своих пляжах (с 6 по 21 июня).

Омаха - небольшой тренировочный сценарий для отработки морских десантов.

Временные рамки последнего сценария включают в себя также операцию “Персик”, в ходе которой 13 июня состоялось знаменитое сражение за Виллер-Бокаж. Последовавшая за ней Первая битва за Одон, состоящая из операций “Стриж” и “Эпсом” (с 25 июня по 1 июля), в сценарий уже не попала.

Англичане высаживались на трёх пляжах, а воздушные десанты должны захватить мосты через Орн.

Ещё 2 сценария посвящены захвату американцами двух важных городов: Карентана и Шербура. Первое сражение проходило с 10 по 14 июня, в игре же рамки операции несколько расширены: с 8 по 19 июня.

Карентан - связующее звено между двумя американскими пляжами.

Второе сражение длилось с 6 по 30 июня. При этом 18 июня полуостров Котантен был перерезан американскими войсками, а 27 июня организованное сопротивление в Шербуре было окончено. Последние немецкие очаги сопротивления были ликвидированы к 30 июня. Временные рамки этого сражения в игре – с 19 по 26 июня, то есть с того момента, как котантенская группировка немцев была отрезана от основных войск вплоть до окончания полномасштабных боевых действий.

Уничтожение шербурской группировки немцев.

Оставшиеся 3 сценария позволяют игроку командовать и американскими, и английскими войсками (или сражаться против них). Первый из них является самым большим из отдельных сценариев, затрагивает всю карту и протекает с 18 июля по 6 августа. За это время союзники провели аж 4 наступательных операции, которым предшествовали не менее интересные события. Так, англичане с 4 по 17 июля провели 4 операции к западу от Кана (“Виндзор”, “Юпитер”, “Зелёная линия” и “Гранат”, две последние из которых составляют Вторую битву за Одон) и 1 операцию к северу от него (“Чарнвуд”). В результате этих наступлений им удалось немного продвинуться на юг к западу от Кана и захватить весь северный берег реки Одон, включая северную часть Кана. Поскольку конечная цель наступления – захват Кана – достигнута не была, англичане решили сменить направление удара. 18 июля, в первый день сценария, войсками англичан и канадцев были начаты две операции к востоку от Кана – “Гудвуд” и “Атлантик” соответственно. Эти наступления оказались более успешными, в результате их проведения 19 июля был взят Кан. Операции были прекращены 20 и 21 июля соответственно.

Что касается американцев, то они с 9 по 24 июля вели битву за Сен-Ло. Как только город был взят, они начали новую операцию – Кобра, которая проводилась с 25 по 31 июля. Большую помощь американцам оказали вспомогательные операции англичан и канадцев: уже упомянутые “Гудвуд” и “Атлантик”, а также “Весна”, проводимая канадцами 25-27 июля. Благодаря им основные силы немцев были стянуты в районе Кана. Наступление американцев развивалось удачно: им удалось обрушить немецкий фронт и уйти в прорыв, 31 июля был захвачен Авранш, что открыло им дорогу из Нормандии в Бретань. Чтобы развить успех наступления, англичане силами соседних с американцами корпусов начали операцию “Синее пальто”, проходившую с 30 июля по 7 августа. Все эти события, начиная с операций “Гудвуд” и “Атлантик” и заканчивая операцией “Синее пальто”, и представлены в данном сценарии.

Прорыв из Нормандии: через месяц после высадки союзники наладили снабжение и подтянули достаточное количество войск для полномасштабного наступления.

Последние 2 сценария отличаются меньшим размахом и протекают не на всей карте. Первый из них – операция “Льеж” (Люттих по-немецки) – является крупным контрнаступлением немцев, проходившем 7-13 августа. В игре его временные рамки были немного расширены – с 5 по 14 августа. Целью немцев было ликвидировать последствия операции “Кобра” и не позволить союзникам выйти на оперативный простор. По целому ряду причин немецкое наступление прошло неудачно. Нехватка войск не позволила им обеспечить фланги и поставила под угрозу окружения, чем и воспользовались союзники, проведя 12-21 августа Фалезскую операцию, которой и посвящён последний отдельный сценарий игры.

Люттих: провалившееся немецкое контрнаступление.

Наступление союзников проходило по двум направлениям. Так, к югу от Кана канадские войска при поддержке англичан и поляков, провели 8-13 августа операцию “Подвести итоги” (totalise), а 14-21 августа – “Лёгкую операцию” (tractable), в результате чего вышли в район Шамбуа. Навстречу им с юга, из района Аржентана вышли американцы и войска Де Голя из сражающейся Франции. 19 августа две группировки встретились в районе Шамбуа, замкнув окружение вокруг 7 немецкой армии. Образовался фалезский котёл. Немцы, начав покидать захваченные в ходе операции “Льеж” позиции только 17 августа, частью сил смогли пробиться из мешка, понеся большие потери в людях и технике. К 21 августа котёл был закрыт окончательно. Большая часть немецких войск, принимавших участие в сражении, была потеряна. Нормандское сражение было ими проиграно. 25 августа союзники взяли Париж. В игре данный сценарий протекает 17-28 августа и посвящён боевым действиям в западной части фалезского мешка, поскольку игровая карта закачивается примерно в 10 км от восточной его оконечности с городами Трён и Шамбуа. По этой причине операции “Подвести итоги” и “Лёгкая операция”, а также оборона поляков на высоте 262 в его рамки не попадают. Впрочем, поляков мы всё же увидим: они подойдут 24 августа. По какой причине в качестве даты окончания сценария было выбрано именно 28 августа – не совсем понятно. Во всех источниках, что я видел, говорится о том, что 21 августа окружённые сдались. Возможно, некоторые из них продолжали сопротивление до 28 августа. А может быть, перед нами просто сценарий с уклоном в альтернативную историю.

В фалезском мешке была уничтожена значительная часть 7-й немецкой армии.

Итак, BiN располагает большим количеством отдельных сценариев, посвящённых различным этапам сражения, однако наибольший интерес, представляет, конечно, полная операция. Как и в KP, это отличный шанс подучить историю и понять силы и планы сторон. За всё время существования компьютерных игр, наверное, половина из них посвящена высадке в Нормандии, но только после этой игры я по-настоящему в ней разобрался. Кстати, при выборе сценария теперь указывается рекомендуемый уровень искусственного интеллекта, то есть нужно ли давать бонусы компьютеру, и если да, то сколько.

Рассмотрим высадку поподробнее. Итак, 6 июня 1944 г. Ночью в тыл немецким береговым укреплениям были высажены 2 американские и 1 английская десантные дивизии. При начале каждой партии их расположение и понесённые в ходе высадки потери немного меняются. Задача первого дня для союзников – огнём флота уничтожить немецкие укрепления непосредственно на пляжах и в глубине обороны и высадить первую волну десанта. Скажу сразу, что за первый ход уничтожить все укрепления не удастся, а это значит, что потери среди войск союзников неизбежны. Особенно кровавой будет, как и в истории, высадка на пляже Омаха. Можно, конечно, отложить высадку на второй ход, когда наверняка будет уничтожена большая часть укреплений, но это может сильно осложнить вам жизнь. Сразу после высадки войска весьма уязвимы и начинают работать в полную силу только на следующий ход. Поэтому задержка высадки станет отличным подарком для немцев. Да и количество пополнений, которые получают войска союзников, столь велико, что можно смело задавить врага числом.

Для немецкого игрока в первый ход возникнет искушение напасть на пляжи и сбросить десант в море, но на практике реализовать это будет трудно. С одной стороны, CRT для пляжей прямо-таки просит напасть на союзников (2-3 потери обороняющихся при отсутствии потерь со стороны нападающих, правда overrun невозможен), но с другой стороны, сил в первый ход у вас будет мало, расположены они будут далеко, а союзники почти наверняка уничтожат ваших камикадзе в свой ход. Есть, правда, один неоспоримый аргумент в пользу атаки: долгое время после начала операции у союзников будет всего 4 юнита снабженцев: 2 у американцев и 2 у англичан. Уничтожение хотя бы одного из них затормозит их наступление сильнее, чем все наши войска вместе взятые. В любом случае, выбор за вами, но в большинстве случаев помешать высадке на пляжи не удаётся. Немного навредить – да, но полностью сорвать – нет.

Следующие после высадки ходы союзники будут расширять захваченные плацдармы до тех пор, пока не упрутся в наспех созданную линию обороны немцев. Важнейшими целями здесь будут Карентан в американском секторе и Кан в английском. Через Карентан проходит дорога, связывающая все 3 американских пляжа, захват которой позволит 7 американскому корпусу получать пополнения (склад на пляже Юта не позволяет этого делать). В Кане находятся стратегические мосты через Орн, захват которых позволит англичанам развивать наступление вглубь Нормандии. Немецкий игрок будет пытаться всеми силами удержать эти города, поскольку это удобные для обороны географические рубежи. Если немцы теряют эти города слишком рано, то рискуют проиграть всю битву.

Через некоторое время Карентан будет захвачен. Вероятность этого почти 100% и обуславливается превосходством американцев в людях (особенно в пополнениях), авиации и артиллерии, в том числе корабельной. Теперь захват американцами Шербура, а вместе с ним и всего полуострова Котантен станет лишь вопросом времени. Времени это займёт тем больше, чем больше немцы пожертвуют войск на оборону полуострова. Вся пикантность ситуации в том, что для немцев это билет в один конец: все они будут там рано или поздно уничтожены. Однако оборонять Шербур надо, ведь после его захвата американцы создадут там склад и получат несколько снабженцев, что сразу решит все их проблемы со снабжением.

А вот Кан за всю игру может так и не попасть в руки англичан – оборонять город легко, а подходы к нему представляют из себя равнинную местность, на которой английские войска очень уязвимы к контратакам немецких танков. Англичане могут взять город в кольцо, переправившись через Орн севернее или южнее. Северные мосты могут быть захвачены английскими парашютистами уже на первый ход сражения. А южные могут быть не захвачены вовсе – в июне 1944 года там в бокаже действовал Витман. Кстати, о бокажах: в Нормандии их много, и они являются готовой оборонительной позицией. С наскоку бокажи не взять, нужно подтянуть войска и артиллерию. Именно из-за них темпы продвижения союзных войск будут не так высоки, как хотелось бы.

Дальнейшиее развитие сражения трудно предугадать – слишком много вариантов развития событий и возможных действий игроков. В любом случае, это будет непростой бой для обеих сторон. Союзники имеют неплохие шансы уничтожить большую часть немецких войск и захватить все ключевые города. У немцев таких шансов практически нет, хотя я видел один AAR, в котором немцы уничтожили всех высадившихся англичан на пляжах. Но это скорее исключение из правил. Несмотря на то, что в распоряжении немцев будет немало элитных танковых соединений, восполнять понесённые в боях потери будет практически нечем, поэтому планировать контратаки придётся очень тщательно. Кроме того, вам будет не хватать обычной пехоты, поэтому зачастую подвижные соединения будут простаивать в обороне, что не является оптимальным их применением.

Для союзников эта операция тоже не будет простой. Несмотря на превосходство в войсках придётся столкнуться с рядом проблем. На первых ходах темпы наступления будут серьёзно ограничены возможностью складов и снабженцев. По мере развития сценария склады будут эволюционировать, а снабженцы перестанут носить припасы пешком и пересядут на машины, что позволит войскам продвинуться вглубь континента. Другим препятствием станет местность. Нельзя сказать, что она является труднопроходимой, но боевые действия в бокаже требуют накопления больших сил для прорыва позиций противника. В результате темпы вашего наступления будут невысокими.

Таким образом, основное сражение игры вышло, безусловно, интересным и непростым. Обоим игрокам будет над чем подумать, а шансы на победу есть у обеих сторон. Остальные сценарии меньше по размеру, но не менее увлекательные.

2 комментария:

  1. -По какой причине в качестве даты окончания сценария было выбрано именно 28 августа – не совсем понятно. -
    возможно для того чтобы, если игрок не очень хорошо играет, все таки дать ему возможность разгромить фрицев?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может быть. Особенно учитывая, что в BiN ещё не появилась возможность брать пленных.

      Удалить